Группа проекта «Центр поддержки общественно полезных инициатив»,  при поддержке и участии члена Общественной палаты Российской Федерации Кирюхиной Н.А. и совместно с Управлением Минюста РФ по г. Севастополю подготовила и провела работу третьей, заключительной дискуссионной площадки. Главной темой обсуждения стал вопрос о роли и участию СО НКО в совместной деятельности по улучшению положения и оказания поддержки семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей и находящихся в трудных жизненных ситуациях, предупреждения социального сиротства, профилактики правонарушений среди и в отношении несовершеннолетних.

Работа  третьей дискуссионной площадки отличалась большим  объемом информации, которую предоставили общественникам представители государственных структур, в поле зрения которых попадают семьи, находящиеся в сложных жизненных ситуациях. Речь шла и о том, какова статистика этого сложного явления,  и как это влияет на судьбы детей, которых они воспитывают.

Основными спикерами стали:

Григоренко Сергей Викторович- начальник подразделения по делам несовершеннолетних УМВД;

Титаренко Елена Анатольевна - начальник отдела по защите прав несовершеннолетних Управления опеки и попечительства Департамента образования;

Федоровский Михаил Юрьевич - ответственный секретарь городской комиссии по делам несовершеннолетних.

Елена Титаренко отметила: «Укрепление семьи и профилактика изъятия ребенка из семьи – вот та работа, в которую могут включиться общественные организации».

Одним из направлений дискуссии стало обсуждение вопроса, как выявлять те семьи, которым нужна профилактическая помощь. Как их найти и начать с ними работать еще до того, когда ситуация стала критической и ребенку совсем плохо в семье?

Если семья обратилась в орган опеки и попросила взять ребенка в приют на время, пока исправится ситуация, то с такой семьей тоже надо работать – считают общественники.

Обсуждая эти вопросы, член Общественной палаты Российской Федерации Наталья Кирюхина отметила, что очень не хватает организаций, которые бы последовательно, день за днем работали с семьями.

Михаил Федоровский, обращаясь к общественникам сказал: «Количество детей в приюте уменьшается, но количество правонарушений среди несовершеннолетних – увеличивается. В первую очередь – это хищения, но есть и более тяжкие. За полугодие комиссией по делам несовершеннолетних было рассмотрено 845 дел. Помощь общественников нужна в осуществлении проекта «Наставничество». Было бы хорошо поработать в этом направлении».

Также ответственный секретарь городской комиссии по делам несовершеннолетних предложил общественным организациям, не откладывая на потом, передать контакты и направления своей деятельности, эту информацию можно разместить в помещениях, куда и приходят дети и родители на комиссию. Если хоть одна семья обратится к общественникам и получит реальную поддержку – это уже будет результат.

Григоренко Сергей Викторович - начальник подразделения по делам несовершеннолетних УМВД, поделился с общественниками статистикой: « УМВД отмечает рост совершения преступлений несовершеннолетними в 2019 году. Причем в Ленинском районе это увеличение составило 50%». Сергей Григоренко тоже считает, что наставничество очень правильное и эффективное направление деятельности для общественных организаций, которые заинтересованы в помощи трудным подросткам.  Он поделился опытом, который свидетельствует о том, что те дети, которые попали в поле зрения правоохранительных органов, не хотят сами участвовать в акциях, общественных мероприятиях, не хотят отправляться в оздоровительные лагеря. Только наставник, постоянно вовлекая подопечного в спортивную, театральную и другую деятельность, может помочь переориентироваться подростку и начать вести другой образ жизни, найти цели и стремиться к их достижению.

По результатам работы дискуссионной площадки были выработаны ряд предложений, а так же есть СО НКО, у которых возникли конкретные идеи, которые они готовы глубже изучать и реализовывать помощь правоохранительным органам в вопросах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, а так же среди семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Общественники предложили так же провести круглые столы с участием представителей Правительства по вопросам более эффективного использования помещений, отведенных под работу  ДЮКов.

Были вопросы, которые связаны с тем, что не всегда общественники правильно выстраивают свой подход к работе.  Наталья Кирюхина отметила, что важно понимать, сначала необходимо понять какую услугу вы хотите оказывать, наработать практику, войти в реестр организаций, оказывающих услуги и только после этого писать проекты и пытаться реализовывать свою деятельность с помощь бюджетного финансирования.

Организации инвалидов города Севастополя подготовили и направили в адрес Департамента труда и соцзащиты населения свой проект закона. 

Проект:

ЗАКОН ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ "О поддержке общественных организаций  инвалидов, осуществляющих деятельность в городе Севастополе

Настоящий Закон, основываясь на положениях  Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», регулирует отношения, возникающие в связи с оказанием поддержки органами государственной власти города Севастополя региональным общественным организациям инвалидов, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории города Севастополя (далее – общественные организации инвалидов), и созданием благоприятных условий для их деятельности.

Статья 1. Предмет правового регулирования

  1. Понятия и термины, используемые в настоящем Законе:

Общественные организации , созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов.

Региональная общественная организация инвалидов – организация, созданная инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которой инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов.

  1. Действие настоящего Закона распространяется на общественные организации представляющие интересы инвалидов всех нозологий.

Статья 2. Правовая основа поддержки общественных организаций  инвалидов

Правовую основу поддержки общественных организаций                 инвалидов органами государственной власти города Севастополя составляют «Конвенция о правах инвалидов» от 13 декабря 2006 г., Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ   «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», иные нормативные правовые акты федерального законодательства, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты города Севастополя, акты органов местного самоуправления в городе Севастополе.

 

Статья 3. Основные принципы оказания поддержки общественным организациям  инвалидовОказание поддержки общественным организациям инвалидов органами государственной власти города Севастополя строится на следующих принципах:

1) обеспечение органами государственной власти города Севастополя реализации прав и законных интересов общественных организаций  инвалидов;

2) невмешательство органов государственной власти города Севастополя и их должностных лиц в деятельность общественных организаций  инвалидов, равно как и невмешательство общественных организаций  инвалидов в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством;

3) подотчетность общественных организаций  инвалидов органам государственной власти города Севастополя в части целевого расходования средств, выделяемых из бюджета города Севастополя в рамках утвержденных государственных программ, а также в части целевого использования государственного имущества города Севастополя, переданного в безвозмездное пользование;

4) добровольность получения поддержки;

5) гласность;

6) сотрудничество и партнерство  в сфере социальной защиты инвалидов ;

 

Статья 4. Формы поддержки общественных организаций                  инвалидов

  1. Органами государственной власти города Севастополя и органами местного самоуправления в городе Севастополе поддержка общественных организаций инвалидов осуществляется в следующих формах:

1) финансовая;

2) имущественная;

3) информационная;

4) организационно-методическая.

  1. Поддержка общественных организаций инвалидов органами государственной власти города Севастополя осуществляется за счет средств бюджета города Севастополя.
  2. Органы местного самоуправления в городе Севастополе в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя, вправе осуществлять поддержку общественных организаций инвалидов в указанных формах   за счет средств местных бюджетов.

Статья 5. Финансовая поддержка общественных организаций                     инвалидов

  1. Общественным организациям инвалидов в порядке, определенным нормативными правовыми актами Правительства Севастополя, предоставляются субсидии за счет средств бюджета города Севастополя в рамках утвержденных государственных программ города Севастополя.
  2. Указанные средства должны использоваться общественными организациями инвалидов только по целевому назначению.
  3. Перечень организаций инвалидов, которым предоставляются субсидии за счет средств бюджета города Севастополя в рамках утвержденных государственных программ города Севастополя, а также порядок их предоставления и использования, утверждается постановлением Правительства Севастополя.

Статья 6. Имущественная поддержка общественных организаций  инвалидов

  1. Государственное имущество города Севастополя может быть передано в безвозмездное пользование общественным организациям инвалидов в порядке, определенном федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.
  2. Указанное в части 1 настоящей статьи имущество должно использоваться общественными организациями инвалидов только по целевому назначению.
  3. Оплата расходов, связанных с эксплуатацией и содержанием помещений, переданных в безвозмездное пользование общественным организациям инвалидов, коммунальных услуг осуществляется за счет средств бюджета города Севастополя в порядке, определенном Правительством Севастополя.

Статья 7. Информационная поддержка общественных организаций  инвалидов

Органами государственной власти города Севастополя в пределах своих полномочий может быть оказана информационная поддержка общественным организациям  инвалидов в следующих формах:

1) размещение в средствах массовой информации и на сетевых ресурсах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о деятельности, программах и отчетах о выполнении программ общественных организаций  инвалидов, а также другой информации об общественных организациях  инвалидов;

2) содействие в получении информации о деятельности органов государственной власти города Севастополя, за исключением информации, доступ к которой, в соответствии с федеральным законодательством, ограничен;

3) иные виды информационной поддержки в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.

Статья 8. Организационно-методическая поддержка общественных организаций  инвалидов

Органы исполнительной власти города Севастополя, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Органами государственной власти города Севастополя в пределах своих полномочий может быть оказана организационно-методическая поддержка общественным организациям  инвалидов в следующих формах:

1) создание при Правительстве Севастополя совещательных                                      и консультативных органов по вопросам деятельности общественных организаций инвалидов;

2) содействие в проведении научно-просветительских, культурно - патриотических мероприятий, организованных общественными организациями  инвалидов;

3) содействие общественным организациям  инвалидов   в проведении социально значимых и научно-просветительских мероприятий и форумов, а также проведение совместных обучающих тематических семинаров, методических консультаций и научно-практических конференций, "круглых столов", совещаний по вопросам деятельности общественных организаций  инвалидов.

4) содействие в подготовке и издании книг, брошюр, методических                           и справочных материалов;

5) содействие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных  Международному дню инвалидов, праздникам и памятным датам Российской Федерации и города Севастополя.

Статья 9. Предприятия общественных организаций инвалидов

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества.

Предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25 процентов, может оказываться поддержка органами  власти города Севастополя на основании отдельных   законодательных актов или постановлений Правительства.

Действие настоящего Закона не распространяется на предприятия общественных организаций инвалидов.

 

 

У общественников будет возможность отследить, сколько времени потребуется на внесение изменений в законодательство нашего города.

 

23 августа 2019 год  в конференц-зале Управления Минюста РФ по г. Севастополю согласно плана мероприятий проекта «Центр поддержки общественно полезных инициатив» при поддержке и участии члена Общественной палаты Российской Федерации Кирюхиной Н.А. и совместно с Управлением Минюста РФ по г. Севастополю состоялся семинар «Технологии оказания услуг в соответствии с видами деятельности ОПУ. Практики. Успешный опыт. Требования к оказанию услуг».

Мероприятие проводилось с целью содействия развитию организационной деятельности НКО для оказания общественно полезных услуг.

Участники активно высказывались о том, что услуги надо развивать, т.к. они нужны для сотен жителей города. Но сделать это очень сложно в один момент, т.к. любое движение вперед и развитие деятельности требует ресурсов как материальных, имущественных, так и человеческих. Многие высказали мнение, что объем полученной информации требует осмысления, нужно «пожить с ней». Впервые от общественников прозвучало, что не главное написать проект, а главное, для НКО, определиться  с направлениями работы и организовать стабильную работу. Собравшиеся определили основные потребности, которые необходимы для старта, озвучили намерения поработать над анализом других проблем и подготовить конкретные предложения в органы власти для содействия в их решении. НКО - участники проекта, готовы решать социальные проблемы города. Общение с представителями органов власти продвинуло НКО в понимании нормативно-правовой базы, регулирующей выделение средств на работу. Появилось понимание организации работы учреждений и организаций социальной сферы и сферы здравоохранения. Одновременно было выявлено много  животрепещущих проблем, над решением которых готовы работать НКО. Сегодня уже очевидно, что если откладывать их решения на потом, многие жители города, останутся без поддержки. Большим ресурсом для организаций стало знакомство организаций друг с другом. Это является хорошим подспорьем в тех ситуациях, когда решение проблем клиентов требует помощи других специалистов, которые отсутствуют в данной организации, а также перенаправление в бюджетные учреждения.

Но движение должно быть встречным - власти города должны  содействовать  НКО в их развитии, учитывая, что СОНКО Севастополя в законодательном поле РФ работают всего несколько лет и по сути, начинают с нуля. Также СОНКО готовы работать с семьями в ТЖС, поддерживать детей- инвалидов и семьи, в которых они воспитываются, работать на профилактику социально-опасных заболеваний, обучать детей компьютерному программированию по новым методикам и др. Надо только определиться в четко обоснованных совместных подходах в данной деятельности. Для НКО предложена практическая помощь в процессе подготовки проектов.

Впереди, 27 августа 2019 - работа третьей заключительной дискуссионной площадки по роли и участию СО НКО в совместной деятельности по улучшению положения и оказания поддержки семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей и находящихся в трудных жизненных ситуациях, предупреждения социального сиротства, профилактики правонарушений среди и в отношении несовершеннолетних.

 В обсуждении примут участие представители Департамента образования и науки, Управления по защите прав несовершеннолетних, опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних УМВД России по г.Севастополю, Управления молодежи и спорта и активисты СОНКО.

Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) поддержал рекомендации НКО по качеству жизни и медицинской помощи в ПНИ.

Главная проблема всех ПНИ в том, что это закрытые учреждения. Как следует из результатов массовых проверок интернатов, проведенных по распоряжению заместителя председателя Правительства РФ Татьяны Голиковой, люди, проживающие там, никем не защищены, и их права грубо нарушаются. Часто это нарушение санитарно-гигиенических требований, отсутствие доступной среды, личного пространства,  права на личную неприкосновенность, права на труд.

По мнению руководителя благотворительного фонда «Старость в радость» Елизаветы Олескиной, реформа психоневрологических интернатов невозможна без создания системы долговременного ухода за пожилыми.

«Нельзя сделать реформу ПНИ, занимаясь только ПНИ, потому что одни люди приходят туда из ДДИ с умственной отсталостью, другие — из дома, когда родители стареют или умирают, третьи — с хроническими психическими заболеваниями, четвертые — пожилые с деменцией. ПНИ — это лишь верхушка айсберга. А внизу, под этой верхушкой, очень много проблем.  Вот живут дома люди с когнитивными нарушениями — неважно, пожилой это или молодой, с деменцией или умственной отсталостью — ими должна заниматься единая система поддержки», — отметила Олескина в интервью газете «Коммерсантъ».

СПЧ рекомендует правительству вместо интернатов на сотни человек построить малокомплектные здания квартирного типа, принять законопроект о распределенной опеке, внести в законодательство понятия «сопровождаемое проживание», «сопровождаемая трудовая занятость» и «сопровождаемая социальная занятость».

Рекомендации, направленные на изменение положения людей, живущих в ПНИ, приняты СПЧ в конце июля по итогам спецзаседания, которое прошло 24 июня. В своем выступлении Нюта Федермессер, директор Центра паллиативной помощи, учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера», член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, учредитель и член правления Ассоциации профессиональных участников хосписной помощи, назвала системы ПНИ и ДДИ современным ГУЛАГом для престарелых и инвалидов. «Противиться реформе социальных учреждений – значит быть сторонником геноцида собственного народа», — сказала Федермессер.

Екатерина Шульман, политолог, специалист по проблемам законотворчества, член СПЧ, отметила, что законопроект о распределенной опеке позволит побороть монополизацию, неподотчетность и непрозрачность.

Полный текст рекомендаций можно прочитать на сайте СПЧ.

 

Медицинские учреждения должны будут указывать на своем сайте, что готовы принять помощь медицинских волонтеров. В ответ на это добровольческие организации предоставят им список желающих и способных помочь.

Если волонтер будет привлекаться к выполнению медицинских вмешательств, медучреждение должно иметь его страховой номер индивидуального лицевого счета и копии документов, подтверждающих наличие среднего медицинского образования либо высшего медицинского образования или справку о текущем обучении.

Между больницей и добровольческой организацией подписывается соглашение. О том, что в учреждении работают волонтеры, нужно сообщить пациентам: разместить информацию в общедоступных местах больницы.

«Этот документ устанавливает единые правила игры, без которых дальнейшее развитие медицинского волонтерства невозможно. Приказ прописывает все условия и требования, которые предъявляются к добровольцам, в том числе отношение к информации, являющейся врачебной тайной. Теперь можно с ответственностью заявить, что волонтерская помощь в медицинских учреждениях стала полностью легитимной», – отметил председатель Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики» Павел Савчук.

Регионы на основании приказа Минздрава России в ближайшее время должны будут утвердить свой порядок, регламентирующий работу волонтеров в медучреждениях. Подробнее с приказом можно ознакомиться на сайте «Гаранта».

Для Минздрава развитие медицинского добровольчества — одно из приоритетных направлений работы. В России работает Федеральный центр поддержки добровольчества и наставничества в сфере охраны здоровья, а также организованы курсы повышения квалификации для госслужащих по взаимодействию с волонтерами.

Новый порядок работы волонтеров в медицинских учреждениях для АСИ прокомментировал Юрий Белановский, руководитель добровольческого движения «Даниловцы».

«Принятие законного порядка взаимодействия госмедучреждений с добровольческими организациями – инициатива положительная, так как дает возможность главврачам пускать волонтеров в отделения, но в тоже время в какой-то мере снимает с них ответственность. Однако упростится ли на практике работа волонтеров в больницах, сказать пока сложно», — считает Юрий Белановский.

Он отметил, что заведующие, которые не хотят пускать волонтеров в свои больницы, могут теперь законно этого не делать.

«Поскольку есть отсылка на федеральный приказ, где написано, что учреждение должно самостоятельно определить порядок допуска волонтеров, если заведующий захочет что-то ограничить или ввести какие-то дополнительные требования к волонтерам, то вот ему возможность для маневра. Раз мы сами можем определить порядок допуска, я хочу вот такой. Вслед за министерским подобные приказы должны принимать уже региональные министерства. И я предвижу, что 99% регионов просто скопируют то, что есть», — сказал Белановский.

   
© СРОО "Лига работников социальной сферы"