Видит ли общество профессионалов в НКО и каких именно специалистов не хватает в этих организациях, обсудили участники итогового форума «Сообщество» в Москве 1 ноября.
Профи или нет?
Сотрудники некоммерческих организаций уже давно стали профессионалами, считает Марина Михайлова, директор архангельского центра социальных технологий «Гарант». Но одна из проблем в том, что в НКО мало оплачиваемых сотрудников на постоянном трудовом договоре. А многие профессионалы, работающие здесь, не получают достойной зарплаты. Чтобы обеспечить им заработок, руководители дают дополнительную работу, в результате сотрудники устают и уходят из НКО.
Как рассказала директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова, 29% НКО не имеют постоянных сотрудников. Тем не менее доля руководителей организаций, которые говорят, что у них нет постоянных сотрудников, с 2009 по 2018 год сократилась на 10% (данные Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ).
Лишь каждый четвертый руководитель НКО называет квалификацию персонала в качестве фактора, который в большей степени определяет жизнеспособность НКО. Чаще всего в качестве таких факторов называют веру в важность задач организации, энтузиазм и харизму. Качество менеджмента руководителей НКО упоминают реже всего.


Работа в режиме пожара


За недостающими компетенциями НКО могут обращаться к волонтерам образовательной платформы Todogood.
Самые частые компетенции, которые НКО ищут на платформе, — фандрайзинг, продвижение в соцсетях, сторителлинг, рассказала Мария Акулич, руководитель по работе с НКО платформы социальных изменений Todogood.
«Также мы видим спрос на компетенцию стратегического развития у руководителей НКО, потому что, когда организация хочет развиваться и быть устойчивой, стратегическое видение и планирование необходимы. И здесь не всегда есть понимание между нашими волонтерами и НКО. Люди, которые работают в НКО, горят идеей и эмоционально воспринимают свою работу, в то время как волонтеры оценивают социальную эффективность и могут предлагать радикальные решения, новые инструменты. НКО не всегда просто это внедрить и изменить, потому что часто они работают в режиме пожара. Но это вложение, которое следует делать сегодня».
Марина Михайлова добавила, что в НКО мало профессиональных управленцев. Организация может качественно оказывать услугу, но плохо организовать управленческий процесс, так как на это не хватает средств. Некоторые доноры осознают эту проблему и вкладываются в инфраструктурное развитие НКО.
Депрофессионализация сектора
Профессионализм бухгалтеров, юристов, специалистов по IT-технологиям, работающих в НКО, не вызывает сомнений, говорит Светлана Маковецкая, директор центра гражданского анализа и независимых исследований ГРАНИ. Но с некоторыми видами профессионализма, специфичными для некоммерческой деятельности, возникает проблема. Она вызвана вторичной депрофессионализацией сектора, считает Маковецкая.
«Условия изменяются быстрее, чем выращивается круг профессионалов и профессиональных компетенций <…> Приходят новые молодые [люди], которые лучше, чем мы, понимают, где найти информацию и как использовать готовые решения. Но они не понимают, как управлять миссией, не в смысле стратегического управления, а в том, что называется особое некоммерческое», — обозначила проблему директор центра ГРАНИ.
«Почти везде, где изменились менеджеры, вместо крутых профессионалов-харизматиков приходят руководители проектных офисов. И мы видим, как организация начинает работать, чтобы создавать проекты. А мы надеялись, что они будут создавать системы и контексты. Вот этого профессионализма у нас практически нет, он вымывается», — подчеркнула Светлана Маковецкая.

 

Изменить мнение общества


По мнению экспертов, не все воспринимают НКО как профессионалов. В том числе это связано со стереотипом, что работа в третьем секторе — это форма досуга. Но чтобы НКО воспринимались как привлекательное место для работы, это мнение необходимо поменять, уверены эксперты.
Для этого нужно профессионализировать среду, в которой они работают, считает Владимир Вайнер, директор фонда Gladway. «НКО скорее может помочь стать профи другим секторам. Например, СМИ дать знание проблем. Логично также, когда НКО обучают бизнес, а не наоборот. НКО скорее могут научить бизнес быть более социальным и адаптироваться к интересам жителей», — считает Вайнер.
Чтобы НКО воспринимали как профессионалов, сотрудникам этих организаций нужно чаще выступать в медиа в качестве экспертов, отметила заместитель директора дирекции общественно-политического вещания Общественного телевидения России Мария Мокина.
По ее мнению, именно НКО знают лучше, как социализировать детей, как оказывать помощь тяжелобольным людям. Это интересно СМИ. «На что реагирует аудитория? На эмоции. А вы можете эмоционально рассказать об этом», — добавила Мокина.
Интерес молодежи
Вопреки распространенному мнению, молодые люди заинтересованы в решении социальных проблем и создании социальных проектов, считает Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина. Более 10 лет фонд проводит школу, где стипендиаты фонда и преподаватели могут получить гранты на социально значимые проекты.
«Интерес к социально значимой деятельности и у студентов, и у преподавателей высокий, всегда большой конкурс. Это конкурс не за деньги, а часто за возможность реализовать идею даже с нулевым бюджетом. Наш стереотип, что студентам ничего не надо, — это именно стереотип», — рассказала Оксана Орачева.
По ее словам, молодежь в основном видит себя как распространителя городских практик. Она готова брать ответственность за развитие конкретного города, за вовлеченность, позиционирование. Кроме того, им важны экологические вопросы, участие в культурных проектах. Для решения общественных проблем они готовы вкладывать и собственные средства.
Пока студенты плохо представляют себе некоммерческий сектор, так как не видят его в университете. Но на предложение Фонда Потанина пройти стажировки в НКО откликнулись многие, некоторые остались там работать. «Давайте вместе пытаться показать НКО студентам, чтобы они более активно к нам приходили», — добавила директор Фонда Потанина.
О профессионалах некоммерческого сектора рассказывает проект «НКО-профи». Его реализует Агентство социальной информации и Благотворительный фонд В. Потанина. На форуме «Сообщество» работала передвижная выставка, посвященная героям проекта. 

 

Автор телеграм-канала про НКО и гранты «Капитан грантов» Егор Рафиков объявил о запуске в бета-режиме одноименного портала.

Об этом Егор Рафиков сообщил 30 октября в своем телеграм-канале. 

«Капитан грантов» — информационно-образовательный портал, который собирает базу данных о грантах и конкурсах для НКО, бизнеса, бюджетных учреждений и гражданских активистов по всей стране. 

Поиск осуществляется по фильтрам: регионы, категории заявителя и направление деятельности (литература, IT, образование и другие). Также работает поиск по названию.  

База данных обновляется каждый день, в том числе благодаря функции «разместить грант или конкурс», которой могут пользоваться организаторы.

На портале есть возможность проконсультироваться с экспертами в онлайн-формате: специалистов из разных регионов и по разным темам можно спросить, как участвовать и побеждать в грантах. 

«Наша миссия – помощь некоммерческим организациям (НКО), социальным предпринимателям и молодежи в поиске информации о конкурсах и грантах в режиме «одного окна», — говорит создатель портала. 

 


Минпросвещения России утвердило регламент предоставления государственной услуги по оценке качества общественно полезных услуг, оказываемых СОНКО. Государственная услуга предоставляется в отношении 35 общественно полезных услуг, среди которых, например, услуги, направленные на социальную адаптацию и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей: содействие устройству детей на воспитание в семью (услуга 9), оказание помощи семье в
воспитании детей: формирование позитивных интересов (в том числе, в сфере досуга) (услуга 16), услуги в сфере дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей: реализация дополнительных общеразвивающих программ (услуга 22).
Обращаться в Минпросвещения вправе СОНКО, удовлетворяющие 4 критериям:

оказывающие одну ОПУ на территории более половины субъектов Российской Федерации и (или) получившие финансовую поддержку за счет средств федерального бюджета в связи с оказанием ими ОПУ;

оказывающие ОПУ на протяжении одного года и более (не менее чем один год, предшествующий дате подачи заявления на предоставление государственной услуги);

не являющиеся некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента;

не имеющие задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

В часы приема заявлений должностные лица структурных подразделений Министерства оказывают также консультации по следующим вопросам:

перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения,
возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования;
категории заявителей, которым предоставляется государственная услуга;
перечень документов, представляемых заявителем для получения государственной услуги, требования, предъявляемые к этим документам и их оформлению, включая образцы заполнения форм документов;
сроки предоставления государственной услуги;
порядок и способы подачи документов, представляемых заявителем для получения государственной услуги;
порядок получения информации заявителем по вопросам предоставления государственной услуги, сведений о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием Единого портала;
результаты предоставления государственной услуги, порядок направления документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги;
перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги;
сведения о местонахождении, графике работы, справочных телефонах, адресе официального сайта Министерства в сети Интернет, а также электронной почты;
порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Министерства, а также его должностных лиц;
иная информация о порядке предоставления государственной услуги.

При предоставлении государственной услуги осуществляется межведомственное электронное взаимодействие с Федеральной налоговой службой, а также межведомственное информационное взаимодействие с Минтрудом России и Минобрнауки, Минздравом, Минкультуры, ФАДН России и Рособрнадзором в зависимости от вида услуги.

Приказ Минпросвещения России от 26.06.2019 N 335 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством просвещения Российской Федерации государственной услуги по оценке качества оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями общественно полезных услуг» был зарегистрирован в Минюсте России 10.09.2019, N 55863.

О государственной поддержке НКО в сфере патриотического воспитания граждан

С 01 января 2020 года обновятся правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям, в том числе молодежным и детским общественным объединениям (за исключением казенных учреждений) (далее - НКО), на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан.
Правила включают критерии для организаций-участников, а также критерии оценки их заявок. Оценка заявок будет осуществляться в срок, не превышающий 30 календарных дней.
Поддержку по результатам конкурсов смогут получить проекты,
направленные на:
а) подготовку и проведение научных экспедиций в сфере этнографии, археологии, геологии, биологии и иных наук;
б) поддержку поисковых отрядов, созданных при образовательных организациях;
в) развитие краеведческой и туристской деятельности детей и молодежи;
г) подготовку и проведение военно-исторических реконструкций;
д) поддержку молодежных поисковых отрядов и объединений;
е) поддержка проектов патриотической направленности, реализуемых волонтерскими (добровольческими) организациями.

За счет полученных грантов организации смогут осуществлять следующие
виды расходов:
а) оплата труда, в том числе начисления на выплаты по оплате труда и иные выплаты персоналу;
б) оплата работ, услуг, в том числе услуг связи, транспортных услуг, коммунальных и эксплуатационных услуг, арендной платы за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов), работ и услуг по содержанию имущества и прочих расходов, соответствующих целям предоставления гранта;
в) приобретение нефинансовых активов, в том числе основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.

Текст Постановления Правительства РФ от 07.09.2019 N 1174 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям, в том числе молодежным и детским общественным объединениям (за исключением казенных учреждений), на проведение мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской
Федерации» можно ознакомиться.

Об ответственности за нарушения законодательства о защите персональных данных

Статью 13.11 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных, предполагается дополнить двумя новыми частями. Ответственность (штраф для юридических лиц – от 2 000 000 до 6 000 000 рублей) будет установлена за использование при сборе и последующей обработке персональных данных, в том числе в сети Интернет, баз данных, находящихся за пределами страны, и за повторное нарушение (штраф для юридических лиц – от 6 000 000 до 18 000 000 рублей). В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 27 июля 206 года №152-ФЗ «О персональных данных», при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации. В настоящее время административная ответственность за нарушение этой обязанности не установлена.
Проект федерального закона №729516-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» принят Государственной Думой в 1 чтении 10 сентября 2019 года.

Ассоциация волонтёрских центров запустила серию ежегодных образовательных стажировок: каждый год 5 ведущих некоммерческих организаций страны будут принимать на недельное обучение 75 представителей региональных НКО.

В 2019 году с октября по декабрь обучение пройдёт по программам благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость», Всероссийского студенческого корпуса спасателей (деятельность в сфере помощи при ликвидации последствий стихийных бедствий), Всероссийского общественного движения «Волонтёры-медики», Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики» и Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».

В рамках стажировок участники региональных делегаций познакомятся с реализуемыми социальными программами ведущих некоммерческих организаций России, методами и формами их работы. Знания, полученные в ходе стажировок, позволят участникам усовершенствовать работу своих организаций.

Регистрация на стажировку в фонд «Старость в радость» доступна до 11 октября по ссылке: https://bit.ly/2IvEYqg.

Регистрация на стажировки в другие организации будет доступна с 15 по 25 октября.

По всем вопросам можно обращаться по электронной почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., в теме письма необходимо указать «Стажировка на базе НКО».

Проезд, проживание, питание и участие в стажировках бесплатное. Продолжительность обучения составит от 5 до 7 дней. Отбор участников будет проходить на основании онлайн-интервью.

Более подробную информацию можно узнать на сайте организаторов: https://добровольцыроссии.рф.

 

Министерство юстиции вынесло на обсуждение проект приказа о продлении еще на один год моратория на сроки предоставления отчета некоммерческих организаций (НКО), финансируемых отечественными источниками, которые, в свою очередь, получают деньги от иностранцев. Об этом сообщила председатель Комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова.

Накануне в консультативно-совещательном органе эксперты обсудили итоги рейтинга субъектов РФ по поддержке социально ориентированных НКО.

В ходе своего выступления Тополева-Солдунова напомнила, что появившаяся в прошлом году новая форма отчетности не позволяла НКО корректно ее составить, в связи с чем появились поручения президента и правительства, касающиеся усовершенствования данной формы отчетности и внесения изменений в соответствующие законодательные акты.

Что касается рейтинга субъектов РФ по поддержке СО НКО, то, по ее словам, он составляется каждый год и зависит от достигнутых субъектами РФ результатов в сфере поддержки некоммерческих организаций, их выхода на рынок социальных услуг, развития инфраструктуры и ряда других критериев.

«Начальник отдела департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России Татьяна Евлампиева рассказала о поручении Правительства РФ широкому кругу федеральных ведомств обновить комплекс мер по доступу НКО в социальной сфере и продлить его на период 2021–2024 годов, а также провести мониторинг и проанализировать информацию о социальных услугах НКО, которая опубликована на сайтах региональных органов исполнительной власти, и определить, насколько они доступны населению», — рассказывает пресс-служба ОП.

Евлампиева также ознакомила экспертов с документами, разработанными Минэкономразвития России в рамках плана популяризации НКО, добровольчества и благотворительности. Так, концепция развития благотворительности, по ее словам, включает пять направлений работы. «Это расширение масштабов благотворительной деятельности граждан и организаций, то есть увеличение количества пожертвований, повышение эффективности, профессионализма деятельности НКО, совершенствование регулирования благотворительной деятельности и повышение ее прозрачности, обеспечение эффективного использования потенциала благотворительных организаций, а также развитие механизмов самоорганизации и саморегулирования участников благотворительной деятельности», — перечислила она.

На необходимость формирования единого подхода к обеспечению СО НКО к оказанию услуг в социальной сфере указал член Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Светлана Уралова. «Как представитель региона я все примеряю на себя. Мы постоянно набиваем какие-то шишки, настолько неструктурированная информация нам дается, ее трудно найти на сайтах министерств. Будем ждать, когда вы предложите какой-то единый формат для унификации всей имеющейся информации», — сказала она.

Подводя итоги рейтинга субъектов РФ по поддержке СО НКО, Евлампиева отметила, что данные, поступающие из регионов, нередко грешат неточностями, ошибками и неверной интерпретацией, и предупредила об ответственности субъектов за предоставление корректных данных. Она рассказала, что в число регионов-победителей уже традиционно входит Ханты-Мансийский АО, лидерами также стали Новгородская область и Башкортостан. В Республике Саха (Якутия) и Пермском крае показатели ухудшились. Замыкающим рейтинг регионом по-прежнему остается Чукотский АО.

«В целом в 57 регионах совокупное количество баллов выросло за счет муниципальной поддержки СО НКО и социальных предпринимателей, также выросла доля негосударственных организаций в части оказания услуг по ОМС. Основные выводы: в среднем на 10 тысяч человек населения приходится 10 СО НКО. В регионах-лидерах количество СО НК доходит до 34 на 10 тысяч населения. В 73 регионах, то есть в подавляющем большинстве, реализуются финансируемые программы поддержки СО НКО», — заключила Евлампиева.

   
© СРОО "Лига работников социальной сферы"