После завершения работы дискуссионных площадок, активисты СО НКО продолжали общаться и вырабатывать предложения по совместной работе с органами власти города по улучшению положения и оказания поддержки семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей и находящихся в трудных жизненных ситуациях, предупреждения социального сиротства, профилактики правонарушений среди и в отношении несовершеннолетних.

В настоящее время большинство предложений уже сформулированы, пока  их перечень состоит из десяти пунктов. Многие из них касаются обучения профессиональным навыкам детей, которые попали в поле зрения силовых структур. Причем необходимо учитывать, что интересует современную молодежь, нельзя догматично пролонгировать работу одних и тех же кружков, направленность которых утратила актуальность в свете быстро развивающихся новейших технологий и изменения стиля жизни современной молодежи.

Полный перечень всех предложений опубликован на сайте в разделе «Центр поддержки социальных инициатив».

Титаренко Елена Анатольевна - начальник отдела по защите прав несовершеннолетних Управления опеки и попечительства Департамента образования, во время проведения заключительной, третьей дискуссионной площадки отметила: «Лишение родительских прав – это крайняя мера в профилактике социального сиротства, применяемая в ситуации, когда защитить права и интересы ребенка другим способом уже невозможно. За 7 месяцев 2019 года 12 детей стали «социальными сиротами», т.е. остались без родительского попечения при живых родителях. Поэтому укрепление семьи и профилактика социального сиротства – одно из самых важных направлений работы всех субъектов системы профилактики.

Социально ориентированные некоммерческие организации могут оказать содействие в работе с семьями на ранней стадии семейного неблагополучия для  того, чтобы избежать отобрание ребенка у родителей или лишения (ограничения) их родительских прав».

Картина дел, связанных с семьями,  которые находятся в трудной жизненной ситуации, всегда удручающая. Особенно болезненно воспринимаются все факты тяжелого положения несовершеннолетних  детей. Это те вопросы, которые не оставляют общественников равнодушными. В условиях, когда у общественников есть возможность определиться, как помочь таким детям, как стать на путь предоставления услуг по оказанию помощи и детям, и семьям, в том числе, используя в своей работе бюджетные средства, очень важно подробнее изучить вопрос. Елена Титаренко, предоставила полную версию своего выступления на третьей дискуссионной площадке для ознакомления с ним всеми общественниками, желающими приложить свои усилия на оказание помощи обездоленным детям. Текст выступления размещен в разделе «Центр поддержки общественных инициатив».

Группа проекта «Центр поддержки общественно полезных инициатив»,  при поддержке и участии члена Общественной палаты Российской Федерации Кирюхиной Н.А. и совместно с Управлением Минюста РФ по г. Севастополю подготовила и провела работу третьей, заключительной дискуссионной площадки. Главной темой обсуждения стал вопрос о роли и участию СО НКО в совместной деятельности по улучшению положения и оказания поддержки семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей и находящихся в трудных жизненных ситуациях, предупреждения социального сиротства, профилактики правонарушений среди и в отношении несовершеннолетних.

Работа  третьей дискуссионной площадки отличалась большим  объемом информации, которую предоставили общественникам представители государственных структур, в поле зрения которых попадают семьи, находящиеся в сложных жизненных ситуациях. Речь шла и о том, какова статистика этого сложного явления,  и как это влияет на судьбы детей, которых они воспитывают.

Основными спикерами стали:

Григоренко Сергей Викторович- начальник подразделения по делам несовершеннолетних УМВД;

Титаренко Елена Анатольевна - начальник отдела по защите прав несовершеннолетних Управления опеки и попечительства Департамента образования;

Федоровский Михаил Юрьевич - ответственный секретарь городской комиссии по делам несовершеннолетних.

Елена Титаренко отметила: «Укрепление семьи и профилактика изъятия ребенка из семьи – вот та работа, в которую могут включиться общественные организации».

Одним из направлений дискуссии стало обсуждение вопроса, как выявлять те семьи, которым нужна профилактическая помощь. Как их найти и начать с ними работать еще до того, когда ситуация стала критической и ребенку совсем плохо в семье?

Если семья обратилась в орган опеки и попросила взять ребенка в приют на время, пока исправится ситуация, то с такой семьей тоже надо работать – считают общественники.

Обсуждая эти вопросы, член Общественной палаты Российской Федерации Наталья Кирюхина отметила, что очень не хватает организаций, которые бы последовательно, день за днем работали с семьями.

Михаил Федоровский, обращаясь к общественникам сказал: «Количество детей в приюте уменьшается, но количество правонарушений среди несовершеннолетних – увеличивается. В первую очередь – это хищения, но есть и более тяжкие. За полугодие комиссией по делам несовершеннолетних было рассмотрено 845 дел. Помощь общественников нужна в осуществлении проекта «Наставничество». Было бы хорошо поработать в этом направлении».

Также ответственный секретарь городской комиссии по делам несовершеннолетних предложил общественным организациям, не откладывая на потом, передать контакты и направления своей деятельности, эту информацию можно разместить в помещениях, куда и приходят дети и родители на комиссию. Если хоть одна семья обратится к общественникам и получит реальную поддержку – это уже будет результат.

Григоренко Сергей Викторович - начальник подразделения по делам несовершеннолетних УМВД, поделился с общественниками статистикой: « УМВД отмечает рост совершения преступлений несовершеннолетними в 2019 году. Причем в Ленинском районе это увеличение составило 50%». Сергей Григоренко тоже считает, что наставничество очень правильное и эффективное направление деятельности для общественных организаций, которые заинтересованы в помощи трудным подросткам.  Он поделился опытом, который свидетельствует о том, что те дети, которые попали в поле зрения правоохранительных органов, не хотят сами участвовать в акциях, общественных мероприятиях, не хотят отправляться в оздоровительные лагеря. Только наставник, постоянно вовлекая подопечного в спортивную, театральную и другую деятельность, может помочь переориентироваться подростку и начать вести другой образ жизни, найти цели и стремиться к их достижению.

По результатам работы дискуссионной площадки были выработаны ряд предложений, а так же есть СО НКО, у которых возникли конкретные идеи, которые они готовы глубже изучать и реализовывать помощь правоохранительным органам в вопросах профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, а так же среди семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Общественники предложили так же провести круглые столы с участием представителей Правительства по вопросам более эффективного использования помещений, отведенных под работу  ДЮКов.

Были вопросы, которые связаны с тем, что не всегда общественники правильно выстраивают свой подход к работе.  Наталья Кирюхина отметила, что важно понимать, сначала необходимо понять какую услугу вы хотите оказывать, наработать практику, войти в реестр организаций, оказывающих услуги и только после этого писать проекты и пытаться реализовывать свою деятельность с помощь бюджетного финансирования.

Организации инвалидов города Севастополя подготовили и направили в адрес Департамента труда и соцзащиты населения свой проект закона. 

Проект:

ЗАКОН ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ "О поддержке общественных организаций  инвалидов, осуществляющих деятельность в городе Севастополе

Настоящий Закон, основываясь на положениях  Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», регулирует отношения, возникающие в связи с оказанием поддержки органами государственной власти города Севастополя региональным общественным организациям инвалидов, зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории города Севастополя (далее – общественные организации инвалидов), и созданием благоприятных условий для их деятельности.

Статья 1. Предмет правового регулирования

  1. Понятия и термины, используемые в настоящем Законе:

Общественные организации , созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов.

Региональная общественная организация инвалидов – организация, созданная инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которой инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов.

  1. Действие настоящего Закона распространяется на общественные организации представляющие интересы инвалидов всех нозологий.

Статья 2. Правовая основа поддержки общественных организаций  инвалидов

Правовую основу поддержки общественных организаций                 инвалидов органами государственной власти города Севастополя составляют «Конвенция о правах инвалидов» от 13 декабря 2006 г., Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ   «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», иные нормативные правовые акты федерального законодательства, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты города Севастополя, акты органов местного самоуправления в городе Севастополе.

 

Статья 3. Основные принципы оказания поддержки общественным организациям  инвалидовОказание поддержки общественным организациям инвалидов органами государственной власти города Севастополя строится на следующих принципах:

1) обеспечение органами государственной власти города Севастополя реализации прав и законных интересов общественных организаций  инвалидов;

2) невмешательство органов государственной власти города Севастополя и их должностных лиц в деятельность общественных организаций  инвалидов, равно как и невмешательство общественных организаций  инвалидов в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством;

3) подотчетность общественных организаций  инвалидов органам государственной власти города Севастополя в части целевого расходования средств, выделяемых из бюджета города Севастополя в рамках утвержденных государственных программ, а также в части целевого использования государственного имущества города Севастополя, переданного в безвозмездное пользование;

4) добровольность получения поддержки;

5) гласность;

6) сотрудничество и партнерство  в сфере социальной защиты инвалидов ;

 

Статья 4. Формы поддержки общественных организаций                  инвалидов

  1. Органами государственной власти города Севастополя и органами местного самоуправления в городе Севастополе поддержка общественных организаций инвалидов осуществляется в следующих формах:

1) финансовая;

2) имущественная;

3) информационная;

4) организационно-методическая.

  1. Поддержка общественных организаций инвалидов органами государственной власти города Севастополя осуществляется за счет средств бюджета города Севастополя.
  2. Органы местного самоуправления в городе Севастополе в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя, вправе осуществлять поддержку общественных организаций инвалидов в указанных формах   за счет средств местных бюджетов.

Статья 5. Финансовая поддержка общественных организаций                     инвалидов

  1. Общественным организациям инвалидов в порядке, определенным нормативными правовыми актами Правительства Севастополя, предоставляются субсидии за счет средств бюджета города Севастополя в рамках утвержденных государственных программ города Севастополя.
  2. Указанные средства должны использоваться общественными организациями инвалидов только по целевому назначению.
  3. Перечень организаций инвалидов, которым предоставляются субсидии за счет средств бюджета города Севастополя в рамках утвержденных государственных программ города Севастополя, а также порядок их предоставления и использования, утверждается постановлением Правительства Севастополя.

Статья 6. Имущественная поддержка общественных организаций  инвалидов

  1. Государственное имущество города Севастополя может быть передано в безвозмездное пользование общественным организациям инвалидов в порядке, определенном федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.
  2. Указанное в части 1 настоящей статьи имущество должно использоваться общественными организациями инвалидов только по целевому назначению.
  3. Оплата расходов, связанных с эксплуатацией и содержанием помещений, переданных в безвозмездное пользование общественным организациям инвалидов, коммунальных услуг осуществляется за счет средств бюджета города Севастополя в порядке, определенном Правительством Севастополя.

Статья 7. Информационная поддержка общественных организаций  инвалидов

Органами государственной власти города Севастополя в пределах своих полномочий может быть оказана информационная поддержка общественным организациям  инвалидов в следующих формах:

1) размещение в средствах массовой информации и на сетевых ресурсах информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о деятельности, программах и отчетах о выполнении программ общественных организаций  инвалидов, а также другой информации об общественных организациях  инвалидов;

2) содействие в получении информации о деятельности органов государственной власти города Севастополя, за исключением информации, доступ к которой, в соответствии с федеральным законодательством, ограничен;

3) иные виды информационной поддержки в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.

Статья 8. Организационно-методическая поддержка общественных организаций  инвалидов

Органы исполнительной власти города Севастополя, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Органами государственной власти города Севастополя в пределах своих полномочий может быть оказана организационно-методическая поддержка общественным организациям  инвалидов в следующих формах:

1) создание при Правительстве Севастополя совещательных                                      и консультативных органов по вопросам деятельности общественных организаций инвалидов;

2) содействие в проведении научно-просветительских, культурно - патриотических мероприятий, организованных общественными организациями  инвалидов;

3) содействие общественным организациям  инвалидов   в проведении социально значимых и научно-просветительских мероприятий и форумов, а также проведение совместных обучающих тематических семинаров, методических консультаций и научно-практических конференций, "круглых столов", совещаний по вопросам деятельности общественных организаций  инвалидов.

4) содействие в подготовке и издании книг, брошюр, методических                           и справочных материалов;

5) содействие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных  Международному дню инвалидов, праздникам и памятным датам Российской Федерации и города Севастополя.

Статья 9. Предприятия общественных организаций инвалидов

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества.

Предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25 процентов, может оказываться поддержка органами  власти города Севастополя на основании отдельных   законодательных актов или постановлений Правительства.

Действие настоящего Закона не распространяется на предприятия общественных организаций инвалидов.

 

 

У общественников будет возможность отследить, сколько времени потребуется на внесение изменений в законодательство нашего города.

 

23 августа 2019 год  в конференц-зале Управления Минюста РФ по г. Севастополю согласно плана мероприятий проекта «Центр поддержки общественно полезных инициатив» при поддержке и участии члена Общественной палаты Российской Федерации Кирюхиной Н.А. и совместно с Управлением Минюста РФ по г. Севастополю состоялся семинар «Технологии оказания услуг в соответствии с видами деятельности ОПУ. Практики. Успешный опыт. Требования к оказанию услуг».

Мероприятие проводилось с целью содействия развитию организационной деятельности НКО для оказания общественно полезных услуг.

Участники активно высказывались о том, что услуги надо развивать, т.к. они нужны для сотен жителей города. Но сделать это очень сложно в один момент, т.к. любое движение вперед и развитие деятельности требует ресурсов как материальных, имущественных, так и человеческих. Многие высказали мнение, что объем полученной информации требует осмысления, нужно «пожить с ней». Впервые от общественников прозвучало, что не главное написать проект, а главное, для НКО, определиться  с направлениями работы и организовать стабильную работу. Собравшиеся определили основные потребности, которые необходимы для старта, озвучили намерения поработать над анализом других проблем и подготовить конкретные предложения в органы власти для содействия в их решении. НКО - участники проекта, готовы решать социальные проблемы города. Общение с представителями органов власти продвинуло НКО в понимании нормативно-правовой базы, регулирующей выделение средств на работу. Появилось понимание организации работы учреждений и организаций социальной сферы и сферы здравоохранения. Одновременно было выявлено много  животрепещущих проблем, над решением которых готовы работать НКО. Сегодня уже очевидно, что если откладывать их решения на потом, многие жители города, останутся без поддержки. Большим ресурсом для организаций стало знакомство организаций друг с другом. Это является хорошим подспорьем в тех ситуациях, когда решение проблем клиентов требует помощи других специалистов, которые отсутствуют в данной организации, а также перенаправление в бюджетные учреждения.

Но движение должно быть встречным - власти города должны  содействовать  НКО в их развитии, учитывая, что СОНКО Севастополя в законодательном поле РФ работают всего несколько лет и по сути, начинают с нуля. Также СОНКО готовы работать с семьями в ТЖС, поддерживать детей- инвалидов и семьи, в которых они воспитываются, работать на профилактику социально-опасных заболеваний, обучать детей компьютерному программированию по новым методикам и др. Надо только определиться в четко обоснованных совместных подходах в данной деятельности. Для НКО предложена практическая помощь в процессе подготовки проектов.

Впереди, 27 августа 2019 - работа третьей заключительной дискуссионной площадки по роли и участию СО НКО в совместной деятельности по улучшению положения и оказания поддержки семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей и находящихся в трудных жизненных ситуациях, предупреждения социального сиротства, профилактики правонарушений среди и в отношении несовершеннолетних.

 В обсуждении примут участие представители Департамента образования и науки, Управления по защите прав несовершеннолетних, опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних УМВД России по г.Севастополю, Управления молодежи и спорта и активисты СОНКО.

   
© СРОО "Лига работников социальной сферы"