Представлена в виде:

  1. I. Перечень нормативно- правовых актов г.Севастополя

II. Привлечение финансовых средств НКО г.Севастополя

III.Реализация Комплексного плана мероприятий города Севастополя по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций».

  1. Проведение конкурсов на предоставление субсидии СОНКО отраслевыми ведомствами.
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 года № 44 -ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Компенсация за предоставленные социальные услуги.
  4. Целевая субсидия.

IV. Вхождение НКО в реестр исполнителей общественно полезных услуг (ОПУ).

     Предложения по стимулированию НКО к включению в реестр исполнителей ОПУ

V. Проблемы, выявленные в результате реализации проекта «Центр поддержки общественно полезных инициатив».

VI. Предложения по улучшению доступности НКО к бюджетным средствам для органов власти.

VII. Предложения по улучшению доступности НКО к бюджетным средствам для СО НКО. 

При подготовке данной информации использовались материалы, представленные в отчете г.Севастополя в Минэкономразвития РФ по реализации региональных комплексных планов по обеспечению доступа НКО к предоставлению услуг в социальной сфере и протоколов заседаний координационных советов за 2018 год. Ссылка http//nko.economy.gov.ru/PortalNews/Read/4997

I.Перечень нормативно- правовых актов г.Севастополя

Приоритет поддержки некоммерческих организаций, которые оказывают услуги в социальной сфере, обозначен в Методических материалах по разработке комплексных планов субъектов РФ по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемых на предоставление социальных услуг населению на 2016 - 2020 годы Министерства экономического развития РФ, которыми региональным органам власти предлагается направить особые усилия на поддержку таких организаций.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.06.2016 № 1144-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере» и Комплексом мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016–2020 годы, утвержденным поручением Правительства Российской Федерации от 23.05.2016 № 3468п-П44 в г.Севастополе принято распоряжение Правительства Севастополя от 20.10.2016 № 589-РП «Об утверждении Комплексного плана мероприятий города Севастополя по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций».

Сопровождение данного Комплексного плана возложено на Департамент труда и социальной защиты населения. В рамках реализации Комплексного плана представлены мероприятия с исполнением, в основном, в 2016 - 2017 годах и не охватывают последующие периоды до 2020 года. С даты принятия данного распоряжения изменения и дополнения в него не вносились, в нем отсутствуют целевые показатели. Отчеты о выполнении мероприятий не публиковались. Ознакомиться с ними не представляется возможным. Не указано участие в предоставлении субсидий для НКО муниципальных образований (МО).

Письмом Минэкономразвития от 26.12.2016 № 40081-ОФ/Д01и направлены Методические материалы по дополнению государственных программ субъектов Российской Федерации в области образования, здравоохранения, социальной поддержки населения, культуры, спорта и туризма мероприятиями по поддержке деятельности негосударственных организаций, оказывающих услуги в социальной сфере, и развитию государственно-частного партнерства (ГЧП) Что сделано обнаружить не удалось.

Постановлением Правительства Севастополя от 01.09.2016 № 825 — ПП «О создании Координационного совета по организации доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению города Севастополя, при Правительстве Севастополя» создан  Координационный совет. Протокол заседаний не публиковался и к отчету за 2018 год в Минэкономразвития не представлен. В 2019 заседания Координационного совета не проводились.

II. Привлечение финансовых средств некоммерческими организациями г.Севастополя

Некоммерческие организации г.Севастополя используют следующие  возможности привлечения средств для осуществления общественно полезной деятельности в социальной сфере:

  1. Закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44 -ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц».
  2. Гранты, получаемые их различных фондов. НКО участвуют в различных грантах и привлекают средства на свою деятельность от фонда президентских грантов, Благотворительного фонда «Абсолют», фонда поддержки детей в ТЖС и др.
  3. Субсидии из средств местного бюджета, предоставляемые на конкурсной основе.
  4. Компенсация затрат за предоставленные социальные услуги осуществляется согласно Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон 442-ФЗ)  в соответствии с постановлением правительства Севастополя от 31.12.2014 №725 «Об утверждении порядка и размера выплаты компенсации за предоставление социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой, поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг города Севастополя, но не участвующим в выполнении государственного задания»
  5. Целевая субсидия.
  6. Поддержка ветеранских организаций осуществляется согласно Закон города Севастополя от 5 мая 2015 года № 135-ЗС "О поддержке общественных организаций ветеранов, осуществляющих деятельность в городе Севастополе"
  7. Соглашения о совместной деятельности с государственными бюджетными и казенными учреждениями социальной сферы в части дополнения своими услугами деятельности других учреждений и организаций как на волонтерской основе так и договорной основе.
  8. Поступления от Всероссийских организаций на реализацию региональных программ. В основном получателями являются региональные организации инвалидов, пенсионеров и местное отделение Российского Детского фонда.
  9. Благотворительные поступления от граждан и организаций.

III. Реализация Комплексного плана мероприятий города Севастополя по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций».

  1. Конкурсы на предоставление субсидии СОНКО отраслевыми ведомствами.

Конкурсы на предоставление субсидии СОНКО из средств местного бюджета  проводит Департамент общественных коммуникаций с 2015 года.

В январе 2019 по результатом объявленного конкурса Департамента общественных коммуникаций поддержано 32 НКО. ДОК организует деятельность на основании  Постановления от 28.01.2015 г. № 56-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на конкурсной основе социально ориентированным некоммерческим организациям в Севастополе». Размер субсидии ежегодно увеличивается.

В августе 2019 Главным управлением культуры объявлен конкурс согласно  постановления Правительства Севастополя от 08.07.2019 № 461-ПП «Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий некоммерческим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) на творческие проекты, направленные на укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации, включая мероприятия, направленные на популяризацию русского языка и литературы, народных художественных промыслов и ремесел».

Таким образом по состоянию на август 2019 на предоставление субсидий СО НКО на конкурсной основе имеют механизмы Департамент общественных коммуникаций и Главное управление культуры. Отсутствуют они у Департамента труда и социальной защиты населения, Департамента здравоохранения, Департамента образования и науки, Управления молодежи и спорта. В то же время Управление молодежи и спорта в бюджет управления включает сумму в размере 3 млн. руб, на данную деятельность, но потом ее перераспределяет между другими статьями.

2.Федеральный закон от 05.04.2013 года № 44 -ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Департамент здравоохранения самостоятельно по 44 -ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупки не производит. Это средства федерального бюджета для Государственных бюджетных учреждений ЗС и составляют сумму 317,32 тыс.руб.

По 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц» в процедурах закупок НКО не принимали участия.

3.Компенсация за предоставленные социальные услуги.

Основным механизмом передачи средств за оказанные социальные услуги является Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон 442-ФЗ). По результатам отчета Департамента труда и социальной защиты населения в Минэкономразвития за 2018 год получила компенсацию за указанные услуги 1 НКО на сумму 22,8 тыс.руб, хотя в реестр было включено 5 НКО. В 2019 в реестре поставщиков социальных услуг г.Севастополя находится 6 организаций, компенсацию получают 2 НКО. Услуги, за которые производится компенсация предоставляются в условиях полустационара и обслуживания на дому. Наиболее часто СОНКО предоставляют: социально-бытовые, социально-медицинские и социально-психологические услуги, присмотр за детьми - инвалидами на дому и направлены на социальную реабилитацию и адаптацию детей- инвалидов. C 2018г. в рамках нацпроекта "Демография" предусмотрено создание системы cтационарозамещающих технологий - «служба сиделок» и «приемная семья» долговременного ухода за инвалидами и пожилыми людьми, которые не могут за собой самостоятельно ухаживать. Программа включает в себя сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением сиделок, а также поддержку семейного ухода. В настоящий момент 19 человек находятся на таком сопровождении, но желающие принять в свою семью пожилого или инвалида пока отсутствуют. «Служба сиделок» - это дополнительная платная услуга на дому жителям, полностью или значительно утратившим способность к самообслуживанию. Стоимость 1 часа такой услуги составляет 166,75 рублей. В перечень услуг сиделки входят социально-бытовые, медицинские, психологические, а так же педагогические услуги.

Принимающему лицу устанавливается ежемесячное денежное вознаграждение в размере 4000 рублей. Граждане должны вести совместное хозяйство.

С 2016 года ДТСЗН прекратил поддержку уставной деятельности организаций инвалидов.

4. Целевая субсидия.

Предоставлена в 2018 году частному учреждению «Общеобразовательная организации «Школа Мариамполь» на реализацию основных общеобразовательных программ начального основного, среднего общего образования в размере 3440,9тыс.руб.

IV. Вхождение НКО в реестр исполнителей общественно полезных услуг (ОПУ).

В 2016 году в реестр исполнителей общественно полезных услуг (ОПУ) по г.Севастополю включена 1 организация МД «Миротворец», но никаких мер поддержки не получила, в настоящее проводится работа по предоставлению организации помещений. В 2019 в данный  реестр включена еще одна НКО СРОО «Особые дети», которая получила в виде имущественной поддержки помещения. Одно из помещений размещено в подвале, что делает невозможным оказание социальных услуг в форме полустационара (помещение не соответствует СаНПиН и требованиям доступности) и не соответсвует требованиям доступности. 2-е помещение требует капитального ремонта и в нем в настоящее время работать невозможно. Средства на ремонт не предоставлены. Организация объединяет родителей детей-инвалидов, работает за счет грантовой поддержки и компенсации за оказываемые социальные услуги на дому. Других источников поступления средств, которые можно направить на ремонт, организация не имеет. В 2019 за счет средств субсидии, предоставленной ДОК СРОО «Лига работников социальной сферы» реализуется проект «Центр поддержки общественно полезных инициатив», направленный на вовлечение сектора НКО в оказание услуг в социальной сфере и решение проблем социальной сферы города.

 

Незначительное количество организаций, включенных в данный реестр обусловлено тем, что не организована работа по разъяснению положений по включению НКО в реестр исполнителей ОПУ и отсутствуют мероприятия на местном уровне по выполнению мероприятий, определенных федеральным законодательством в части имущественной и финансовой поддержки на 2 года со стороны органов власти по стимулированию СОНКО к вхождению в реестр. Вероятно, специалисты органов власти также не подготовлены к этой работе или отсутствует указание эту работу выполнять.

    Рекомендации по стимулированию НКО к включению в реестр исполнителей ОПУ:

Внести в постановление правительства Севастополя от 28.01.2015 г. № 56-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на конкурсной основе социально ориентированным некоммерческим организациям в Севастополе» показатели для стимулирования НКО.

По стимулированию к вхождению в реестр исполнителей ОПУ:

-при равенстве баллов с другими НКО при рассмотрении заявок на получение субсидии на конкурсах, предоставлять приоритет НКО, включенным в реестр исполнителей ОПУ в течении 2 лет;

-подготовить и принять нормативные документы по оказанию имущественной поддержки СОНКО, включенным в реестр ОПУ;

-составить список помещений, передаваемых в аренду, свободных от прав третьих лиц и разместить его на сайте, а для тех кто в оказывает ОПУ предоставлять помещения на праве безвозмездного пользования;

- предоставлять исполнителям ОПУ в аренду помещения для победителей в конкурсах или включать финансирование оплаты аренды;

- для других НКО предусмотреть возможность работы в помещениях по принципу коворкинга. Для этого организовать общественное пространство в новостроящихся зданиях.

V. Проблемы, выявленные в результате реализации проекта «Центр поддержки общественно полезных инициатив».

СОНКО Севастополя не готовы участвовать в системе оказания услуг в социальной сфере. Причины: отставание формирования нормативно-правовой базы для поддержки деятельности НКО, отсутствие опыта и практики работы в в законодательстве РФ, отсутствие навыков работы на регулярной основе и понимания необходимости устойчивого развития организации, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие стабильного финансирования и помещений для оказания услуг, недостаток правовой грамотности.

Возникают сложности с определением размера 10% бюджетных средств, необходимых для передачи СОНКО, в рамках отраслевых государственных программ, а также обоснование направлений, целей и результатов деятельности НКО по их реализации.

Уровень профессиональной подготовки специалистов органов государственной власти (УМС, ДЗО, ДОН) и муниципальных образований (МО) по вопросам взаимодействия с СОНКО и их привлечения к оказанию услуг в социальной сфере недостаточный по данному направлению деятельности.

Отсутствует организованное на постоянной и системной основе консультационно- методическое сопровождение органов исполнительной власти города, органов местного самоуправления и СОНКО по применению механизмов привлечения НКО к оказанию государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, а также социально ориентированных некоммерческих организаций по выводу их на рынок социальных услуг.

VI. Предложения по улучшению доступности НКО к бюджетным средствам для органов власти. 

1. Исключить п.13 «Предоставление субсидий  СОНКО, оказывающим услуги в социальной сфере» распоряжения Правительства Севастополя от 20.10.2016 № 589-РП «Об утверждении Комплексного плана мероприятий города Севастополя по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций».

Данный пункт является основным препятствием, т.к. не дает возможность формировать правовую базу другим отраслевым ведомствам и проводить конкурсы на предоставление субсидий. В то же время это уменьшает размер средств из местного бюджета, направляемых на участие НКО в предоставлении услуг в социальной сфере города и направление средств на их развитие.

 В связи с тем, что конкурс проводится только ДОК, другие департаменты отстранились от данной работы и от других департаментов отсутствуют предложения и приоритетные направления для НКО для предоставления субсидий. Отсутствуют ориентиры: какие услуги, в каком размере и на решение каких социальных проблем надо поддержать НКО в текущем году и на перспективу.

2.  Создать Центр поддержки НКО в решении проблем социальной сферы как социальную лабораторию и экспертно- методический совет по оценке и анализу социальных проблем города, требующих решения и привлечения СОНКО к их решению.

3.  В отраслевые госпрограммы включать мероприятия, которые возможно  передать на выполнение СОНКО.

4. Разработать механизм передачи средств субсидии в МО и расширить поле для доступа НКО к бюджетным средствам.

5. Подготовить и официально разместить список помещений, свободных от прав третьих лиц, для передачи в аренду НКО.

6. Управлению молодежи  и спорта организовать работу по включению сертификации услуг - дополнительное образование.    

7.  ДТСЗН:

-производить пересмотр подушевых нормативов финансирования социальных услуг ежегодно;

-предусмотреть в подушевых нормативах материальные затраты на оказание услуг, аренду помещений и коммунальные платежи, др. расходы.

  1. ДОК дать право НКО приобретать основные средства стоимостью выше 10 000 руб. для формирования материально-технической базы организаций.
  2. Ввиду отсутствия свободных помещений, принять нормативные документы, дающие право НКО работать там, где есть клиенты (в учреждениях ДЗО,ДТСЗН,УМС,ГУК,ДОН) и недостаточно эффективно используются помещения для работы с целевыми группами (благополучателями). Разработать порядок передачи СОНКО под реализацию услуг в социальной сфере недостаточно эффективно используемые помещения и ресурсов государственных и муниципальных учреждений.
  3. При разработке отраслевых госпрограмм в рабочие группы включать представителей НКО по направлениям их работы.
  4. Укрупнять проекты для комплексного решения проблем в городе в связи с отставанием СОНКО относительно других субъектов РФ, а также отсутствием методической базы и опыта работы в РФ, и создавать рабочие группы для их подготовки.

Создать постоянную рабочую группу по разработке проектов и комплексных программ на конкурс фонда поддержки детей в ТЖС

  1. С целью стимулирования ответственности руководителей отраслевых ведомств по выполнению доступности НКО к бюджетным средствам в 2019- 2020 году запланировать и разработать рейтинговые показатели:

органов исполнительной власти по взаимодействию с СОНКО, с учетом форм поддержки СОНКО и совместно реализуемых мероприятий, включенных в государственные программы Севастополя;

муниципальных образований Севастополя по реализации механизмов поддержки и взаимодействия с СОНКО), задачей которого станет анализ ситуации в муниципальных образованиях по вопросу поэтапного доступа СОНКО к предоставлению услуг в социальной сфере и механизмов поддержки СОНКО.

  1. Провести серию методических семинаров для представителей СОНКО и госслужащих по:

-расширению и совершенствованию поддержки СОНКО, оказывающих услуги в социальной сфере;

-по межсекторному взаимодействию органов госвласти и в муниципальных образованиях города;

-обсуждению механизма субконтрактинга (бюджетным учреждениям, включенным в реестр поставщиков социальных услуг привлекать СОНКО к оказанию отдельных услуг и передавать им часть средств).

  1. Департаменту экономики провести анализ рынка услуг в социальной сфере в целях последующей передачи части бюджетных средств СОНКО от профильных органов исполнительной власти на реализацию этих услуг, сосредоточения государственной поддержки СОНКО в выявленных сегментах профильными органами исполнительной власти Севастополя, в результате, которого ведомственными органами власти социальной сферы представить предложения по выявленным услугам на рынке социальной сферы для передачи их СОНКО и финансированием.
  2. Департаменту здравоохранения с 2020 года запланировать следующие услуги к передаче на исполнение СОНКО из средств бюджета Севастополя:

-организация и проведение консультативных, методических, профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ –инфекции, гепатита С, туберкулеза, ИППП;

-профилактика неинфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения;

-профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании.

  1. Подготовить и разместить список с ФИО экспертов и консультантов, который позволяет СОНКО напрямую взаимодействовать с опытными специалистами по вопросам сопровождения.
  2. В начале финансового года проводить консультации и образовательные сессии для СОНКО по вопросам их участия в закупках товаров, работ, услуг в рамках 44 -ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видам юридических лиц»
  3. Увеличить средства до 3 млн. руб. на поддержку СОНКО, оказывающих на безвозмездной основе инновационные услуги в социальной сфере с возможностью приобретения специализированного оборудования для оказания услуг.
  4. Разрешить НКО обеспечить выполнение требований доступности помещений с условиями.
  5. ДТСЗН для поддержки СОНКО по внедрению необходимых социальных услуг разработать нормативный документ по представлению субсидии на конкурсной основе.

VII. Предложения по улучшению доступности НКО к бюджетным средствам для СО НКО.

1. Внедрять в практику оказание социальных услуг.

2. Вести практику получения партнерского гранта

  1. Для обеспечения создания благоприятной среды для оказания услуг населению негосударственными поставщиками СОНКО совместно с СТВ обеспечить регулярное освещение общественно значимых проектов и мероприятий и внедрять современные инструменты публичного обсуждения.
  2. НКО для повышения квалификации специалистов включать в проекты приглашение ведущих специалистов СОНКО России (учиться по интернету возможно, но мастер-классы высококвалифицированные специалисты должны давать очно) и приглашать на семинары и распространение передового опыта специалистов профильных НКО города.
  3. НКО необходимо устанавливать партнерские связи с ведущими НКО России для поддержки устойчивости и продвижения НКО, организовывать экспериментальные площадки, получать доступ к передовым и современным технологиям, участвовать во всероссийских мероприятиях, научно-практических конференций, образовательных семинарах и курсах повышения квалификации.
  4. Организовать работу выставки–ярмарки социальных проектов и технологий, реализуемых СОНКО, которая будет направлена на демонстрацию лучших практик и предъявление результатов деятельности некоммерческого сектора, нахождения партнеров для решения общих проблем с приглашением передовых НКО России.

Предложения подготовлены по результатам участия в Форуме социальных инноваций, изучения передового опыта российских НКО, программ и мероприятий органов власти субъектов РФ по данным направлениям, по ходу реализации проекта «Центр поддержки общественно полезных инициатив»

   
© СРОО "Лига работников социальной сферы"