Выступление руководителя проекта Новиковой И.В.

Круглый стол. 27.12.2019г.

Проект направлен на оказание содействия НКО в развитии сектора услуг, ориентировании в норм-прав базе и ее практическом применении.

Цель проекта привлечь сектор НКО к решению социальных проблем города путем содействия  организациям в развитии общественно полезных услуг.

Задачи :

- оказать практическую помощь НКО в формировании перечня необходимых услуг;

- организовать работу в департаментах по выделению средств и предусмотреть их в бюджетах для финансирования деятельности НКО по предоставлению общественно полезных услуг;

- сформулировать предложения для НКО по проблемам в социальной сфере (социальная защита, образование, здравоохранение), актуальным для города;

- сформировать группу НКО, имеющих намерения решать проблемы социальной сферы города через оказание ОПУ и расширение спектра предоставляемых услуг;

- оказать практическую помощь НКО в оформлении документации для включения в Реестр исполнителей ОПУ и Реестр поставщиков социальных услуг;

- оказать практическую помощь в составлении стартового проекта для запуска услуг.

Проект выполнялся при  поддержке Управления Минюста по г.Севастополю, что позволило НКО напрямую общаться по возникающим вопросам по включению в реестр исполнителей ОПУ, внесении изменений в Уставы, консультации по отчетности и при поддержке члена Общественной палаты РФ Кирюхиной Н.А. что позволило обладать самой актуальной информацией о положении в субъектах РФ с выполнением задач, поставленных Президентом в вовлечении сектора НКО в оказание услуг в социальной сфере и обсуждать о продвижении НКО города в данном русле.

Группой проекта изучался опыт субъектов, информация обобщалась, лучший опыт и все актуальные изменения, касающиеся данной деятельности в новостях размещалось на сайте организации. Сайт посещался, и была обратная связь.

Кратко о результатах:

Информацию получили больше 25 организаций, 4 ТОСа, 5 индивидуально лиц, ранее работавшие в СОНКО и имеющие намерения организовать СОНКО в нормативно-правовом поле РФ.

О   СОНКО - все Департаменты и учреждения социальной сферы были информированы отдельными письмами.

Помещение организации так и не было предоставлено, что негативно повлияло на ход реализации проекта, а именно - консультирование.

В рамках проекта подготовлена Информация о деятельности в г.Севастополе по обеспечению поэтапного доступа СОНКО к предоставлению услуг в социальной сфере и механизмов поддержки СОНКО в 2018-2019 гг.

Представлена в виде:

  1. Перечень нормативно- правовых актов г.Севастополя

II. Привлечение финансовых средств НКО г.Севастополя

III. Реализация Комплексного плана мероприятий города Севастополя по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций» 589 ПП.

IV. Вхождение НКО в реестр исполнителей общественно полезных услуг (ОПУ).

Предложения по стимулированию НКО к включению в реестр исполнителей ОПУ

V. Проблемы, выявленные в результате реализации проекта «Центр поддержки общественно полезных инициатив».

VI. Предложения по улучшению доступности НКО к бюджетным средствам для органов власти.

VII. Предложения по улучшению доступности НКО к бюджетным средствам для СО НКО. 

Также было проведено социологическое исследование «Состояние и динамика развития социально ориентированных некоммерческих организаций города Севастополя» (2019 год)

Цель исследования - получение объективной информации о текущем состоянии и динамике развития социально - ориентированных некоммерческих организаций в городе Севастополе.

Данные исследования были проведены по инициативе Лиги для того, чтобы лучше разобраться в проблемах:

- что является актуальным для НКО в укреплении устойчивости организации

- какие услуги предпочтительны для организаций

- какая помощь им сейчас необходима и возможна.

На момент подготовки проекта только 1 организация из проекта  предоставляла постоянно качественные социальные услуги и получала компенсацию от ДТСЗН.

В процессе проекта осуществлено сопровождение СРОО «Особые дети» в практической деятельности по оказанию социальных услуг. Изучены на практике организации проблемы, которые препятствуют раскрытию потенциала НКО в оказании социальных услуг целевым группам. Это:

- помещения

-кадры (штатные должности)

-размер компенсации

Данная организация прошла проверку по оказанию социальных услуг. Также она включена в реестр исполнителей ОПУ.

Все СОНКО обеспокоены ситуацией в контексте отсутствия:

-реальной материальной, имущественной, финансовой поддержки со стороны органов власти,

- механизмов финансирования в развитии оказания услуг в социальной сфере и ОПУ,

- отсутствия квалифицированных специалистов и менеджеров.

Стимулов во включении в ОПУ- нет кроме 10 баллов при подготовке проекта на конкурс на получение субсидии 56-ПП Севастополя. Даже ФПГ не выделяет средства на 2 года. А это очень важно, т.к. если организация берет на себя оказание услуг, то в течении 10 мес практически невозможно отладить оказание  новых социальных услуг 

И еще результаты, которые необходимо обсудить:

  1. Достаточно много информации на сайте ЛИГИ представлено по подготовке (обучению) НКО для работы в условиях оказания услуг, повышения финансовой грамотности организации буксуют в организационном вопросе.
  2. Получен практический опыт регионов в оказании услуг в социальной сфере посредством участив в Форуме социальных инноваций в г.Москва и включения в проект «Обучение оценке 3 в 1», изучения опыта Менановой А.С.
  3. Предоставлена информация и возможность для 1 организации принять участие в конференции в Череповце.
  4. Оказана консультативная помощь 10 организациям во внесении изменении в Устав для оказания социальных услуг, помощь в подготовке проекта -2, консультации по написанию проекта- 2, моделированию соцуслуг – 5 Живая Русь, Гавань+, София, Кр.Кр, БФ «Сердца Севастополя» .

Консультативная помощь Задача проекта именно в этом и состояла.

В процессе работы- семинары, дискуссионные площадки с ведомствами позволили НКО получить практически все сведения для работы в данном направлении. Работа по оказанию консультационных услуг в данном направлении осуществлялась с 1.СРОО «Особые дети» -оказание социальных услуг на дому детям-инвалидам. Услуги организация оказывает и прошла соответствующие проверки и включена в реестр исполнителей ОПУ.

2.Плодотворно работали с АНО «София» паллиативные услуги. Смогли разложить потребности организации в проектную деятельность, обучение финансовой деятельности НКО.

3.Работали с БО «Сердца Севастополя» -обсудили возможности оказания социальных услуг и подготовили изменения в Устав. Но там проблема в помещениях, то что я говорила ранее.

4.Организация «Красный Крест» - прекрасные возможности использовать механизм 442 ФЗ о социальном обслуживании. Все организационные и финансовые вопросы разобрали для оказания услуг в обслуживании на дому и полустационаре. есть помещения.

5.Хорошо должно получиться в АНО «Живая Русь»- работа с детьми в приюте, также предоставили им изменения в Устав и ОКВЭД для деятельности.

6.АНО «Родник» работа с детьми-инвалидами. Прекрасные специалисты работают, но организация требует специалистов – бухгалтера и юриста для работы, т.к. готова развивать спектр интересных и нужных услуг для детей-инвалидов.

  1. Работали над перечнем услуг для обеспечения сопровождаемого проживания для лиц 18+ «Дом солнца». Это главное для данной организации, т.к.без компенсации за предоставленные услуги данный вид деятельности организации не может быть обеспечен. Пересматривали стандарты оказания социальных услуг.
  2. Местное отделение организации ампутантов –Ипсилон. Приятно, что после серии встреч руководитель определился в том, что надо создавать юрлицо в городе и оказывать социальные услуги. организация открывается как МО.
  3. Гавань+. Готовы оказывать соцуслуги. Спасибо руководителю за оказание помощи в подготовке волонтеров к работе по методу равный -равному. Но главное, что они тоже готовы оказывать социальные услуги- но им негде, а оказывать на дому данные услуги невозможно (категория – наркоманы с тубинфекцией и с СПИД).
  4. СРОО Миротворец- только вчера организация заявила о намерении оказывать социальные услуги на дому. Также предоставили изменения в Устав.
  5. АНО «Родной край» - хотят оказывать услуги, но нужно время для организации их оказания.
  6. ООО ММЦ «Крым» - хотят оказывать соцуслуги на Северной стороне, но по обслуживанию на дому и соцреабилитация лиц, перенесших инсульт. Нужны средства на реабилитационное оборудование.
  7. АНО ДО «Институт семейной педагогики»- предоставлены изменения в Устав для оказания соцуслуг

14.состоялся практический семинар по внедрению социальных услуг в организации «Севастопольские мамы». Организация включена в реестр поставщиков, но организации нужен специалист, который будет организовывать оказание услуг и вести учет.есть организации вышедшие из реестра.

  1. 1 организация - так и не приступила к оказанию услуг, хотя была в реестре поставщиков социальных услуг. Необходимы консультации для расчета экономической целесообразности предоставления соцуслуг.
  2. в другой организации также отсутствует опыт получения компенсации за предоставленные услуги, и организации не выгодно оказывать одну услугу. Разбирали на семинарах возможности для развития услуг. Есть организации, которые оказывают спектр услуг в одном сегменте большой проблемы, но нет работы в гороне по профилактике наркомании, организация работает с семьями но не решаются др.проблемы семей с детьми, и сложно увидеть и отследить результаты в объеме города. Нужны организации для работы с семьями в ТЖС и СОП, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Также есть услуги- которые на грани 2 ведомств – паллиатив, и на уровне РФ непонятно, кто их будет компенсировать и финансировать.

Организации очень критичны и не кидаются сломя голову в данную работу.

  1. Перечень с которыми можно и нужно продолжать работу: АНО «Гавань+», АНО «Живая Русь», МО «Ипсилон», МО «Красный Крест», «Родник», «София», ООО ММЦ «Крым», АНО «Дар жизни», СРОО «Особые дети», СРОО «Дом солнца», ФБ Юрия Розума в планировании соцуслуг. ТОС по ул Частника, ТОС Северная сторона, ТОС Хмельницкое, ТОС Первомайка - соц обслуживание престарелых по микрорайону.
  2. Информация об организациях, работающих в социальной сфере и предоставляющих услуги направлена во все отраслевые Департаменты.
  3. Проведено 4 дискуссионных площадки (3+1) и 8 семинаров (6+2), рабочих встречь-1, круглый стол -1.
  4. Участники проекта получили информацию о деятельности в системе ДТСЗН, ДЗО, УЗПН ДОН, ГУК, ДОК, УМС, УМВД в г.Севастополе, Комиссии по делам несовершеннолетних.
  5. Предоставлена информация о проводимой работе в регионах РФ – как стимулируются НКО ( Кирюхина Н.А)
  6. Предоставлена информация о лучшем опыте в регионах (Кирюхина Н.А.).
  7. Освещены и разъяснены Порядки включения в реестр исполнителей ОПУ Управлением Минюста по г.Севастополю.
  8. Проведены практические занятия по включению в реестр поставщиков соцуслуг.
  9. Рассмотрены услуги ОПУ в контексте направлений деятельности НКО.
  10. Оказана практическая помощь СРОО «Особые дети» и СРОО «Дом солнца» в корректировке стандартов социальных услуг для особых детей и сопровождаемого проживания лиц 18+.
  11. Представлена информация о положительном опыте в оказании помощи семьям в ТЖС и СОП в контексте ОПУ на заседании городской комиссии по делам несовершеннолетних 13.12.2019.

16.В СМИ освещалась: телеканалы -6 раз, на Фарватере – как анонс- 11 раз, как информация о проведенном мероприятии -11 раз, на сайте Лиги постоянно подавались анонсы, отчеты о проведенных мероприятиях и материалы для обучения организаций и текущей деятельности в РФ по развитию оказания услуг СОНКО.

Выводы:

  1. Группа проекта высказывает свое предположение, что у некоторых организаций отсутствует видение развития своей деятельности.
  2. Организации застыли в прежнем состоянии деятельности, и по прежнему превалируют такие формы работы как мероприятия и здесь нужна четкая позиция органов власти в поддержке оказания организациями услуг в социальной сфере.
  3. СОНКО хотят развиваться, но идет перекос в отсутствии финансовой и материальной поддержки и вследствие этого важные и необходимые населению социальные услуги финансируются гражданами города (платно в коммерческих структуры), а не за счет компенсации за оказанные социальные услуги нуждающимся гражданам или не предоставляются гражданам вообще.
  4. СОНКО не видят целесообразности в компенсации за оказанные социальные услуги из-за низкого уровня тарифов.
  5. Платные услуги для СОНКО в данной ситуации являются более перспективными.
  6. В тактике развития организаций необходимо понимание проектной деятельности и модели организации оказания соцуслуг. Это затруднёно тем, что оказание соцуслуг подразумевает процессный подход к деятельности на постоянной основе, что должно быть обеспечено:
    - постоянным штатом сотрудников

- четким клиентским сектором

-обеспечением предоставления ориентированного на клиента спектра услуг

- обеспечение высокого качества (или стандартного)

- возмещения затраченных ресурсов. Превалирует здесь вопрос заработной платы, начислений, налогов оплаты коммунальных услуг и аренды помещений соответствующего качества.

  1. Проекты на конкурс на получение субсидии на услуги не были поданы кроме АНО «Живая Русь».
  2. Необходимо понимание организациями – как использовать проектную деятельность для развития социальных услуг.
  3. Некоторые НКО не могут определить целевую группу и проблемы связать с практической деятельностью ввиду отсутствия специалистов.
  4. Подготовлены документы и проведен конкурс на получение субсидии Главным управлением культуры, о чем организации узнали на дискуссионной площадке и некоторые смогли принять участие.
  5. Не определено финансирование НКО Департаментом здравоохранения. Они взяли тайм аут и будут работать с НКО на волонтерских основаниях, формируя свой реестр в течение 1 года. Пока ясно в системе здравоохранения только с 44 ФЗ.
  6. Департамент образования: неясно с услугами для особых детей по подготовке к школе, которые можно было бы уже финансировать.
  7. Молодежь и спорт- услуги дополнительного образования можно развивать!

Рекомендации проекта :

  1. Должны определиться ведомства в услугах и механизмах финансировании НКО.
  2. НКО необходимо поработать над штатами и специалистами, выработать свои стратегии развития.
  3. ДИЗО – предоставить соответствующие помещения.
  4. ДТСЗН- пересмотреть структуру размера компенсации .
  5. Департаменты – привлечь самим НКО
  6. Предусмотреть перевод консультанта из этого проекта в другой проект для оказания консультативных услуг.
  7. Работать с органами власти и отобрав конкретные организации сейчас спланировать эту работу на 2020, как пилот города Севастополя.

 

   
© СРОО "Лига работников социальной сферы"