Выступление руководителя проекта Новиковой И.В.
Круглый стол. 27.12.2019г.
Проект направлен на оказание содействия НКО в развитии сектора услуг, ориентировании в норм-прав базе и ее практическом применении.
Цель проекта привлечь сектор НКО к решению социальных проблем города путем содействия организациям в развитии общественно полезных услуг.
Задачи :
- оказать практическую помощь НКО в формировании перечня необходимых услуг;
- организовать работу в департаментах по выделению средств и предусмотреть их в бюджетах для финансирования деятельности НКО по предоставлению общественно полезных услуг;
- сформулировать предложения для НКО по проблемам в социальной сфере (социальная защита, образование, здравоохранение), актуальным для города;
- сформировать группу НКО, имеющих намерения решать проблемы социальной сферы города через оказание ОПУ и расширение спектра предоставляемых услуг;
- оказать практическую помощь НКО в оформлении документации для включения в Реестр исполнителей ОПУ и Реестр поставщиков социальных услуг;
- оказать практическую помощь в составлении стартового проекта для запуска услуг.
Проект выполнялся при поддержке Управления Минюста по г.Севастополю, что позволило НКО напрямую общаться по возникающим вопросам по включению в реестр исполнителей ОПУ, внесении изменений в Уставы, консультации по отчетности и при поддержке члена Общественной палаты РФ Кирюхиной Н.А. что позволило обладать самой актуальной информацией о положении в субъектах РФ с выполнением задач, поставленных Президентом в вовлечении сектора НКО в оказание услуг в социальной сфере и обсуждать о продвижении НКО города в данном русле.
Группой проекта изучался опыт субъектов, информация обобщалась, лучший опыт и все актуальные изменения, касающиеся данной деятельности в новостях размещалось на сайте организации. Сайт посещался, и была обратная связь.
Кратко о результатах:
Информацию получили больше 25 организаций, 4 ТОСа, 5 индивидуально лиц, ранее работавшие в СОНКО и имеющие намерения организовать СОНКО в нормативно-правовом поле РФ.
О СОНКО - все Департаменты и учреждения социальной сферы были информированы отдельными письмами.
Помещение организации так и не было предоставлено, что негативно повлияло на ход реализации проекта, а именно - консультирование.
В рамках проекта подготовлена Информация о деятельности в г.Севастополе по обеспечению поэтапного доступа СОНКО к предоставлению услуг в социальной сфере и механизмов поддержки СОНКО в 2018-2019 гг.
Представлена в виде:
- Перечень нормативно- правовых актов г.Севастополя
II. Привлечение финансовых средств НКО г.Севастополя
III. Реализация Комплексного плана мероприятий города Севастополя по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций» 589 ПП.
IV. Вхождение НКО в реестр исполнителей общественно полезных услуг (ОПУ).
Предложения по стимулированию НКО к включению в реестр исполнителей ОПУ
V. Проблемы, выявленные в результате реализации проекта «Центр поддержки общественно полезных инициатив».
VI. Предложения по улучшению доступности НКО к бюджетным средствам для органов власти.
VII. Предложения по улучшению доступности НКО к бюджетным средствам для СО НКО.
Также было проведено социологическое исследование «Состояние и динамика развития социально ориентированных некоммерческих организаций города Севастополя» (2019 год)
Цель исследования - получение объективной информации о текущем состоянии и динамике развития социально - ориентированных некоммерческих организаций в городе Севастополе.
Данные исследования были проведены по инициативе Лиги для того, чтобы лучше разобраться в проблемах:
- что является актуальным для НКО в укреплении устойчивости организации
- какие услуги предпочтительны для организаций
- какая помощь им сейчас необходима и возможна.
На момент подготовки проекта только 1 организация из проекта предоставляла постоянно качественные социальные услуги и получала компенсацию от ДТСЗН.
В процессе проекта осуществлено сопровождение СРОО «Особые дети» в практической деятельности по оказанию социальных услуг. Изучены на практике организации проблемы, которые препятствуют раскрытию потенциала НКО в оказании социальных услуг целевым группам. Это:
- помещения
-кадры (штатные должности)
-размер компенсации
Данная организация прошла проверку по оказанию социальных услуг. Также она включена в реестр исполнителей ОПУ.
Все СОНКО обеспокоены ситуацией в контексте отсутствия:
-реальной материальной, имущественной, финансовой поддержки со стороны органов власти,
- механизмов финансирования в развитии оказания услуг в социальной сфере и ОПУ,
- отсутствия квалифицированных специалистов и менеджеров.
Стимулов во включении в ОПУ- нет кроме 10 баллов при подготовке проекта на конкурс на получение субсидии 56-ПП Севастополя. Даже ФПГ не выделяет средства на 2 года. А это очень важно, т.к. если организация берет на себя оказание услуг, то в течении 10 мес практически невозможно отладить оказание новых социальных услуг
И еще результаты, которые необходимо обсудить:
- Достаточно много информации на сайте ЛИГИ представлено по подготовке (обучению) НКО для работы в условиях оказания услуг, повышения финансовой грамотности организации буксуют в организационном вопросе.
- Получен практический опыт регионов в оказании услуг в социальной сфере посредством участив в Форуме социальных инноваций в г.Москва и включения в проект «Обучение оценке 3 в 1», изучения опыта Менановой А.С.
- Предоставлена информация и возможность для 1 организации принять участие в конференции в Череповце.
- Оказана консультативная помощь 10 организациям во внесении изменении в Устав для оказания социальных услуг, помощь в подготовке проекта -2, консультации по написанию проекта- 2, моделированию соцуслуг – 5 Живая Русь, Гавань+, София, Кр.Кр, БФ «Сердца Севастополя» .
Консультативная помощь Задача проекта именно в этом и состояла.
В процессе работы- семинары, дискуссионные площадки с ведомствами позволили НКО получить практически все сведения для работы в данном направлении. Работа по оказанию консультационных услуг в данном направлении осуществлялась с 1.СРОО «Особые дети» -оказание социальных услуг на дому детям-инвалидам. Услуги организация оказывает и прошла соответствующие проверки и включена в реестр исполнителей ОПУ.
2.Плодотворно работали с АНО «София» паллиативные услуги. Смогли разложить потребности организации в проектную деятельность, обучение финансовой деятельности НКО.
3.Работали с БО «Сердца Севастополя» -обсудили возможности оказания социальных услуг и подготовили изменения в Устав. Но там проблема в помещениях, то что я говорила ранее.
4.Организация «Красный Крест» - прекрасные возможности использовать механизм 442 ФЗ о социальном обслуживании. Все организационные и финансовые вопросы разобрали для оказания услуг в обслуживании на дому и полустационаре. есть помещения.
5.Хорошо должно получиться в АНО «Живая Русь»- работа с детьми в приюте, также предоставили им изменения в Устав и ОКВЭД для деятельности.
6.АНО «Родник» работа с детьми-инвалидами. Прекрасные специалисты работают, но организация требует специалистов – бухгалтера и юриста для работы, т.к. готова развивать спектр интересных и нужных услуг для детей-инвалидов.
- Работали над перечнем услуг для обеспечения сопровождаемого проживания для лиц 18+ «Дом солнца». Это главное для данной организации, т.к.без компенсации за предоставленные услуги данный вид деятельности организации не может быть обеспечен. Пересматривали стандарты оказания социальных услуг.
- Местное отделение организации ампутантов –Ипсилон. Приятно, что после серии встреч руководитель определился в том, что надо создавать юрлицо в городе и оказывать социальные услуги. организация открывается как МО.
- Гавань+. Готовы оказывать соцуслуги. Спасибо руководителю за оказание помощи в подготовке волонтеров к работе по методу равный -равному. Но главное, что они тоже готовы оказывать социальные услуги- но им негде, а оказывать на дому данные услуги невозможно (категория – наркоманы с тубинфекцией и с СПИД).
- СРОО Миротворец- только вчера организация заявила о намерении оказывать социальные услуги на дому. Также предоставили изменения в Устав.
- АНО «Родной край» - хотят оказывать услуги, но нужно время для организации их оказания.
- ООО ММЦ «Крым» - хотят оказывать соцуслуги на Северной стороне, но по обслуживанию на дому и соцреабилитация лиц, перенесших инсульт. Нужны средства на реабилитационное оборудование.
- АНО ДО «Институт семейной педагогики»- предоставлены изменения в Устав для оказания соцуслуг
14.состоялся практический семинар по внедрению социальных услуг в организации «Севастопольские мамы». Организация включена в реестр поставщиков, но организации нужен специалист, который будет организовывать оказание услуг и вести учет.есть организации вышедшие из реестра.
- 1 организация - так и не приступила к оказанию услуг, хотя была в реестре поставщиков социальных услуг. Необходимы консультации для расчета экономической целесообразности предоставления соцуслуг.
- в другой организации также отсутствует опыт получения компенсации за предоставленные услуги, и организации не выгодно оказывать одну услугу. Разбирали на семинарах возможности для развития услуг. Есть организации, которые оказывают спектр услуг в одном сегменте большой проблемы, но нет работы в гороне по профилактике наркомании, организация работает с семьями но не решаются др.проблемы семей с детьми, и сложно увидеть и отследить результаты в объеме города. Нужны организации для работы с семьями в ТЖС и СОП, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Также есть услуги- которые на грани 2 ведомств – паллиатив, и на уровне РФ непонятно, кто их будет компенсировать и финансировать.
Организации очень критичны и не кидаются сломя голову в данную работу.
- Перечень с которыми можно и нужно продолжать работу: АНО «Гавань+», АНО «Живая Русь», МО «Ипсилон», МО «Красный Крест», «Родник», «София», ООО ММЦ «Крым», АНО «Дар жизни», СРОО «Особые дети», СРОО «Дом солнца», ФБ Юрия Розума в планировании соцуслуг. ТОС по ул Частника, ТОС Северная сторона, ТОС Хмельницкое, ТОС Первомайка - соц обслуживание престарелых по микрорайону.
- Информация об организациях, работающих в социальной сфере и предоставляющих услуги направлена во все отраслевые Департаменты.
- Проведено 4 дискуссионных площадки (3+1) и 8 семинаров (6+2), рабочих встречь-1, круглый стол -1.
- Участники проекта получили информацию о деятельности в системе ДТСЗН, ДЗО, УЗПН ДОН, ГУК, ДОК, УМС, УМВД в г.Севастополе, Комиссии по делам несовершеннолетних.
- Предоставлена информация о проводимой работе в регионах РФ – как стимулируются НКО ( Кирюхина Н.А)
- Предоставлена информация о лучшем опыте в регионах (Кирюхина Н.А.).
- Освещены и разъяснены Порядки включения в реестр исполнителей ОПУ Управлением Минюста по г.Севастополю.
- Проведены практические занятия по включению в реестр поставщиков соцуслуг.
- Рассмотрены услуги ОПУ в контексте направлений деятельности НКО.
- Оказана практическая помощь СРОО «Особые дети» и СРОО «Дом солнца» в корректировке стандартов социальных услуг для особых детей и сопровождаемого проживания лиц 18+.
- Представлена информация о положительном опыте в оказании помощи семьям в ТЖС и СОП в контексте ОПУ на заседании городской комиссии по делам несовершеннолетних 13.12.2019.
16.В СМИ освещалась: телеканалы -6 раз, на Фарватере – как анонс- 11 раз, как информация о проведенном мероприятии -11 раз, на сайте Лиги постоянно подавались анонсы, отчеты о проведенных мероприятиях и материалы для обучения организаций и текущей деятельности в РФ по развитию оказания услуг СОНКО.
Выводы:
- Группа проекта высказывает свое предположение, что у некоторых организаций отсутствует видение развития своей деятельности.
- Организации застыли в прежнем состоянии деятельности, и по прежнему превалируют такие формы работы как мероприятия и здесь нужна четкая позиция органов власти в поддержке оказания организациями услуг в социальной сфере.
- СОНКО хотят развиваться, но идет перекос в отсутствии финансовой и материальной поддержки и вследствие этого важные и необходимые населению социальные услуги финансируются гражданами города (платно в коммерческих структуры), а не за счет компенсации за оказанные социальные услуги нуждающимся гражданам или не предоставляются гражданам вообще.
- СОНКО не видят целесообразности в компенсации за оказанные социальные услуги из-за низкого уровня тарифов.
- Платные услуги для СОНКО в данной ситуации являются более перспективными.
- В тактике развития организаций необходимо понимание проектной деятельности и модели организации оказания соцуслуг. Это затруднёно тем, что оказание соцуслуг подразумевает процессный подход к деятельности на постоянной основе, что должно быть обеспечено:
- постоянным штатом сотрудников
- четким клиентским сектором
-обеспечением предоставления ориентированного на клиента спектра услуг
- обеспечение высокого качества (или стандартного)
- возмещения затраченных ресурсов. Превалирует здесь вопрос заработной платы, начислений, налогов оплаты коммунальных услуг и аренды помещений соответствующего качества.
- Проекты на конкурс на получение субсидии на услуги не были поданы кроме АНО «Живая Русь».
- Необходимо понимание организациями – как использовать проектную деятельность для развития социальных услуг.
- Некоторые НКО не могут определить целевую группу и проблемы связать с практической деятельностью ввиду отсутствия специалистов.
- Подготовлены документы и проведен конкурс на получение субсидии Главным управлением культуры, о чем организации узнали на дискуссионной площадке и некоторые смогли принять участие.
- Не определено финансирование НКО Департаментом здравоохранения. Они взяли тайм аут и будут работать с НКО на волонтерских основаниях, формируя свой реестр в течение 1 года. Пока ясно в системе здравоохранения только с 44 ФЗ.
- Департамент образования: неясно с услугами для особых детей по подготовке к школе, которые можно было бы уже финансировать.
- Молодежь и спорт- услуги дополнительного образования можно развивать!
Рекомендации проекта :
- Должны определиться ведомства в услугах и механизмах финансировании НКО.
- НКО необходимо поработать над штатами и специалистами, выработать свои стратегии развития.
- ДИЗО – предоставить соответствующие помещения.
- ДТСЗН- пересмотреть структуру размера компенсации .
- Департаменты – привлечь самим НКО
- Предусмотреть перевод консультанта из этого проекта в другой проект для оказания консультативных услуг.
- Работать с органами власти и отобрав конкретные организации сейчас спланировать эту работу на 2020, как пилот города Севастополя.