Деятельность органов опеки и попечительства регламентируется Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», статьей 16 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Закон № 120-ФЗ).
Основными задачами органа опеки и попечительства является своевременное выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных; обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий.
В соответствии со статьей 16 Закона № 120-ФЗ органы опеки и попечительства в пределах своей компетенции проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, указанными в статье 5 Закона № 120-ФЗ, если они являются сиротами, либо остались без попечения родителей или иных законных представителей.
В соответствии со статьей 12 Закона № 120-ФЗ органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.
Согласно статье 12 Закона № 120-ФЗ ГКУ города Севастополя Центр социальной помощи семье и детям (далее - Центр), являясь учреждением социального обслуживания, предоставляет социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Центр выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляет социальную реабилитацию этих лиц, оказывает им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации. Центр принимает участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Таким образом, основную работу с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, проводят органы социальной защиты населения и организации социального обслуживания.
В соответствии Порядком межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при выявлении ранней стадии семейного неблагополучия, утвержденным постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Севастополя от 14.02.2017 № 2, при выявлении признаков ранней стадии неблагополучия в семье первую скрипку в оркестре играют образовательные организации (как школы, так и детские сады) и Центр социальной помощи семье и детям. Тем более, именно Центр работает с семьями категории «трудная жизненная ситуация», поставив семью на учет в соответствии с приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя. И только если в результате проведенной работы с несовершеннолетним и его семьей отсутствует положительная динамика, выполнение плана индивидуальной профилактической работы не привело к улучшению ситуации в семье, администрация образовательной организации и Центра социальной помощи семье и детям направляют в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию о необходимости постановки семьи на учет в категорию «социально опасное положение».
Родная семья – это естественная среда для здорового развития ребенка, и ее потеря – тяжелейшая травма для детской психики. Практика показывает, что самое надежное решение проблемы – помочь родной семье ребенка преодолеть кризис, чтобы она могла сама достойно заботиться о нем. Выявление неблагополучия в семье на ранней стадии в настоящее время остается актуальным. Конечно, не каждую жизненную ситуацию можно исправить, не в каждой семье возможно восстановить мир и взаимопонимание, но вовремя оказать помощь нуждающемуся в поддержке ребенку, спасти попавшего в беду – значит сохранить ребенку биологическую семью.
К сожалению, не все родители выполняют свои родительские обязанности должным образом, не все заботятся о здоровье, физическом, психическом, духовном развитии своих детей. Именно поэтому статья 77 Семейного кодекса Российской Федерации позволяет органам опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка отбирать его у родителей.
Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которые могут явиться основанием для вынесения органом опеки и попечительства акта о незамедлительном отобрании ребенка и изъятии его из семьи следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда психическому или физическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц на попечении которых находится ребенок. Характер и степень опасности должен определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состоянием здоровья ребенка, а также иных обстоятельств.
Тем не менее, хочется отметить, что в Севастополе наблюдается положительная динамика сокращения количества детей, отобранных по данной статье органом опеки и попечительства, так:
- в 2014 году – 12 случаев;
- в 2015 году – 2 случая;
- в 2016 году – 1 случай;
- в 2017 году – 2 случая;
- в 2018 году – 1 случай.
За 1 полугодие 2019 года в городе Севастополе уже зафиксирован 1 случай отобрания детей.
Этого удалось добиться благодаря альтернативе отобранию детей с последующим лишением родительских прав – временному помещению детей по заявлению родителей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
Временное помещение детей в учреждение позволяет провести с родителями профилактические мероприятия, направленные на решение социальных проблем семьи (поиск жилья, восстановление документов, установление российского гражданства, трудоустройство, прохождение курса лечения от алкогольной или наркотической зависимости, оформление социальных пособий и т.п.).
Хочется остановиться на случаях, когда условий, угрожающих жизни и здоровью детей, на момент посещения семьи не выявлено, но оставлять ребенка в семье опасно, т.к. существует большая вероятность, что после отъезда комиссии может наступить момент действительной опасности. Для предотвращения негативных последствий принимается решение о помещении детей в ГКУ города Севастополя «Социальный приют для детей и подростков» (далее - Приют) и ГКУЗС «Специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики» (далее - Дом ребенка) по акту, составленному сотрудниками органа внутренних дел.
В случае положительной динамики после проведенной работы с семьей всеми субъектами системы профилактики дети возвращаются в биологическую семью. За 7 месяцев 2019 года из двух учреждений родителям было возвращено 64 ребенка (16 детей из Дома ребенка, 48 детей из Приюта).
При стабильной отрицательной динамике в работе с семьей территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав дает поручение органу опеки и попечительства подать в суд исковое заявление о лишении (ограничении) родительских прав в соответствии с пунктом 5.17 постановления Правительства Севастополя от 06.04.2017 № 285-ПП «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, на территории города Севастополя» и пунктом 4.1.1.29 трехстороннего приказа Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, Департамента образования города Севастополя, Департамента здравоохранения города Севастополя от 07.06.2018 № 204/617-П/516 «Об утверждении Регламента работы по выявлению детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, организации работы с несовершеннолетними, нуждающимися в социальной реабилитации».
Хочется заострить внимание на тот факт, что в случаях, когда дети попадают в государственное учреждение по акту, составленному сотрудниками органа внутренних дел, все субъекты системы профилактики начинают работать на возврат ребенка биологическим родителями. И зачастую это удается. Но если ребенка забирают по акту органа опеки и попечительства, то в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации орган опеки и попечительства обязан в семидневный срок выйти с исковым заявлением о лишении (ограничении) родительских прав.
Лишение родительских прав – это крайняя мера в профилактике социального сиротства, применяемая в ситуации, когда защитить права и интересы ребенка другим способом уже невозможно. За 7 месяцев 2019 года 12 детей стали «социальными сиротами», т.е. остались без родительского попечения при живых родителях. Поэтому укрепление семьи и профилактика социального сиротства – одно из самых важных направлений работы всех субъектов системы профилактики.
Социально ориентированные некоммерческие организации могут оказать содействие в работе с семьями на ранней стадии семейного неблагополучия для избежания отобрания ребенка у родителей или лишения (ограничения) их родительских прав.