Итоговый  отчет

о реализации мероприятий  проекта « Центр поддержки общественно полезных инициатив» в 2019г. 

Проект «Центр поддержки общественно-полезных инициатив» реализуется СРОО «Лига работников социальной сферы» в рамках Соглашения №25/05-81 от 27.03.2019г. с Департаментом общественных коммуникаций города Севастополя в рамках  подпрограммы 4 «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» Государственной программы Севастополя «Развитие гражданского общества и создание условий для обеспечения общественного согласия в городе Севастополе на 2017-2022 годы».

Проект направлен на оказание содействия НКО в развитии сектора услуг в социальной сфере города, помощи в ориентировании в нормативно-правовой базе РФ и ее практическом применении для устойчивого функционирования и развития некоммерческих организаций.

О результатах проекта в цифрах:

  1. В проект было отобрано 18 организаций, которые подавали заявки на получение субсидии из местного бюджета, в Фонд президентских грантов, а также осуществляли практическую деятельность, имели свою целевую группу и работали в социальной сфере.
  2. Участниками мероприятий с разной периодичностью участия стали 35 организаций, 4 представителя ТОСов, 1 ИП, 1 ООО, 5 индивидуально лиц, ранее работавшие в СОНКО и имеющие намерения организовать СОНКО в нормативно-правовом поле РФ.
  3. Все участники получили информацию о доступности СОНКО к бюджетным средствам, об опыте субъектов РФ, информацию о деятельности учреждений и департаментов г.Севастополя и субъектов РФ по оказанию услуг, консультативную помощь специалистов.
  4. 5 Департаментов: ДТСЗН, ДО, ДЗО, ДОК, городская комиссия по делам несовершеннолетних Департамента по территориальному развитию и взаимодействию с органами местного самоуправления города Севастополя (было запланировано участие 3) приняли участие в мероприятиях проекта;

Главное управление культуры, Управление молодежи и спорта, УМВД по г.Севастополю не планировались, но приняли участие в мероприятиях проекта по инициативе участников проекта.

5 департаментов правительства, 5 учреждений социальной сферы были информированы отдельными письмами о деятельности СОНКО.

  1. Проведено 4 дискуссионные площадки (запланировано 3), 2 цикла семинаров по 2 тренинга, 4 практических семинара (запланировано 2), рабочих встречь-1, итоговый круглый стол, всего – 12 групповых мероприятий.
  2. 10 СОНКО сделали выбор на оказание социальных услуг. 1 организация не получила информации от ДО о возможности развития дополнительного образования ввиду отсутствия заинтересованности ДО.
  3. Освещен и разъяснен Порядок включения в реестр исполнителей ОПУ Управлением Минюста по г.Севастополю.
  4. Проведены практические занятия по включению в реестр поставщиков соцуслуг и реестр исполнителей ОПУ.
  5. Оказана практическая помощь СРОО «Особые дети» и СРОО «Дом солнца» в корректировке стандартов социальных услуг для особых детей и сопровождаемого проживания лиц 18+.
  6. Помещение организации СРОО «Лига работников социальной сферы» так и не было предоставлено, что негативно повлияло на ход реализации проекта, а именно на объем предоставляемых консультаций.

Недостатком проекта является короткий период его реализации. Фактически организации, пожелавшие организовать оказание социальных услуг,  с сентября приняли решения об оказании социальных услуг и начали работу по внесению изменений в Уставы для оказания социальных услуг. После этого следовал период подготовки документов для включения в реестр поставщиков социальных услуг. И только в декабре, к примеру- АНО «Живая Русь», получила извещение о том, что она включена в данный реестр. Не учтен период «раскачки» организации для принятия решения об организации оказания социальных услуг, подбора специалистов, определения круга клиентов и формирования перечня оказываемых услуг. Только одна организация, которая уже оказывала социальные услуги, была включена в реестр исполнителей ОПУ.

В ходе реализации проекта осуществлены следующие мероприятия:

- оказана практическая помощь НКО в формировании перечня необходимых услуг;

- сформулированы предложения для НКО по проблемам в социальной сфере, актуальные для города:

- социальная защита,

- образование – опека, предупреждение социального сиротства,

- КДН- защита прав несовершеннолетних;

- УМВД по г. Севастополю - профилактика правонарушений,

- молодежное и волонтерское движение,

- культура.

Запрос от Департамента здравоохранения на услуги от НКО поступил только на волонтерской основе и пребывание в сформированном в ДЗО реестре в течение года.

Департамент образования не сформулировал потребность в образовательных услугах;

- сформирована группа НКО, имеющих намерения решать проблемы социальной сферы города через оказание ОПУ и расширение спектра предоставляемых услуг;

- оказана практическая помощь НКО в оформлении документации для включения в Реестр исполнителей ОПУ для 1 СОНКО и в Реестр поставщиков социальных услуг для 9 СОНКО;

- оказана практическая помощь в составлении стартового проекта для запуска услуг 2 СОНКО, 1 ТОС.

- организовать работу в департаментах здравоохранения и образования по выделению средств и предусмотреть их в бюджетах для финансирования деятельности НКО по предоставлению общественно полезных услуг было невозможно из-за несовпадения периода формирования бюджета и неопределенности СОНКО в видах предоставляемых услуг на время формирования бюджета.

В рамках проекта подготовлена Информация о деятельности в г. Севастополе по обеспечению поэтапного доступа СОНКО к предоставлению услуг в социальной сфере и механизмов поддержки СОНКО в 2018-2019 гг.

Представлена в виде:

  1. Перечень нормативно- правовых актов г.Севастополя

II. Привлечение финансовых средств НКО г.Севастополя

III. Реализация Комплексного плана мероприятий города Севастополя по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций» 589 ПП.

IV. Вхождение НКО в реестр исполнителей общественно полезных услуг (ОПУ).

Предложения по стимулированию НКО к включению в реестр исполнителей ОПУ

V. Проблемы, выявленные в результате реализации проекта «Центр поддержки общественно полезных инициатив».

VI. Предложения по улучшению доступности НКО к бюджетным средствам для органов власти.

VII. Предложения по улучшению доступности НКО к бюджетным средствам для СО НКО.

 

Также было проведено социологическое исследование «Состояние и динамика развития социально ориентированных некоммерческих организаций города Севастополя» (2019 год)

На момент старта реализации проекта только 1 НКО из участников проекта  предоставляла постоянно качественные социальные услуги и получала компенсацию от ДТСЗН.

В процессе проекта осуществлено сопровождение СРОО «Особые дети» в практической деятельности по оказанию социальных услуг. Изучены на практике организации проблемы, которые препятствуют раскрытию потенциала НКО в оказании социальных услуг целевым группам. Это:

- помещения, соответствующие требованиям

- компетентные кадры (штатные должности)

- размер компенсации за оказанные услуги.

Для выполнения работы по предоставлению услуг эти проблемы актуальны для всех НКО.

Все СОНКО обеспокоены ситуацией в контексте отсутствия:

- реальной материальной, имущественной, финансовой поддержки со стороны органов власти,

- механизмов финансирования в развитии оказания услуг в социальной сфере и ОПУ,

- отсутствия квалифицированных специалистов и менеджеров.

Стимулов во включении в реестр исполнителей ОПУ в НПА нет, кроме добавления 10 баллов при подготовке заявки на конкурс на получение субсидии согласно 56-ПП Севастополя. Даже ФПГ не выделяет средства на 2 года. А это очень важно, т.к. если организация берет на себя оказание услуг, то в течении 10 месяцев практически невозможно отладить оказание новых социальных услуг. 

И еще результаты:

  1. Изучая нормативно-правовую базу и практический опыт СОНКО в РФ, группа проекта достаточно много информации размещала на сайте СРОО «Лига работников социальной сферы» по подготовке (обучению) НКО для работы в условиях оказания услуг, повышения финансовой грамотности, т.к. организации отстают в организационных вопросах (Степик). 3 организации воспользовались данной информацией.
  2. Обнаружено отсутствие знаний у руководителей СОНКО по технологиям социальной работы, что существенно отрицательно влияет развитие социальных услуг.
  3. Получен практический опыт регионов в оказании услуг в социальной сфере посредством участив в Форуме социальных инноваций в г.Москва (Новикова И.В.) и включения в проект «Обучение оценке 3 в 1», изучения опыта руководителем СРОО «Особые дети» Менановой А.С. по развитию услуг для детей с ментальными нарушениями. Это свидетельствует о том, что организациям необходимо больше выезжать в др.регионы для изучения опыта.
  4. Предоставлена информация и возможность для 1 организации принять участие в конференции в Череповце (бесплатно).

 

Информация о результатах работы с СОНКО

В процессе работы - семинары, дискуссионные площадки с ведомствами позволили НКО получить практически все сведения для работы в данном направлении. Работа по оказанию консультационных услуг в данном направлении осуществлялась с:

1.СРОО «Особые дети» - оказание социальных услуг на дому детям-инвалидам. Услуги организация оказывает и прошла соответствующие проверки ДТСЗН и включена в реестр исполнителей ОПУ.

2.Плодотворно работали с АНО «София» по развитию паллиативных услуг. Смогли разложить потребности организации в проектную деятельность, содействовали обучению финансовой грамотности.

3.Работали с БО «Сердца Севастополя» -обсудили возможности оказания социальных услуг и подготовили изменения в Устав. Но в связи с проблемами с помещениями, организация не сможет оказывать стационарные и полустационарные услуги и получать за это компенсацию (работает с бомжами)

4.Организация СО ООО «Красный Крест» - возможности использовать механизм 442 ФЗ для социального обслуживания, есть помещения. Все организационные и финансовые вопросы разобрали для оказания услуг в обслуживании на дому и полустационаре, предоставили изменения в Устав и ОКВЭДы для деятельности.

  1. АНО «Живая Русь» - работа с детьми в приюте, также предоставили им изменения в Устав и ОКВЭДы для деятельности, в декабре организация получила уведомление о включение в реестр поставщиков социальных услуг. Необходима дальнейшая работа по заключению соглашения о сотрудничестве для организации работы по оказанию услуг в Социальном приюте для несовершеннолетних.
  2. АНО «Родник» - работа с детьми-инвалидами. В организации работают прекрасные специалисты, но организация требует квалифицированных– бухгалтера и юриста для работы, т.к. готова развивать спектр интересных и нужных услуг для детей-инвалидов, тем более данные услуги не включены в Стандарт и могут оказываться на платной основе.
  3. Работали над перечнем услуг для обеспечения сопровождаемого проживания для лиц 18+ СРОО «Дом солнца». Это главное для данной организации, т.к. без компенсации за предоставленные услуги данный вид деятельности организации не может быть обеспечен. Пересматривали стандарты оказания социальных услуг.
  4. Местное отделение организации ампутантов «Ипсилон». Приятно, что после серии встреч руководитель определился в том, что надо создавать юридическое лицо в городе Севастополе и оказывать социальные услуги. Организация открывается как МО.
  5. АНО «Гавань+». Готова оказывать социальные услуги. Руководитель организации оказывает на волонтерских принципах помощь в подготовке волонтеров Медицинского колледжа к работе по методу «равный – равному». Но главное, что они тоже готовы оказывать социальные услуги, но им негде, а оказывать на дому данные услуги невозможно (целевая категория – наркоманы с туберкулезной инфекцией и со СПИД).
  6. СРОО «Миротворец» - организация заявила о намерении оказывать социальные услуги на дому. Также предоставили изменения в Устав.
  7. АНО «Родной край» - хотят оказывать услуги, но нужно время для организации их оказания.
  8. ООО ММЦ «Крым» - хотят оказывать соцуслуги на Северной стороне, но по обслуживанию на дому и социальной реабилитации лиц, перенесших инсульт. Нужны средства на реабилитационное оборудование.
  9. АНО ДО «Институт семейной педагогики» - предоставлены изменения в Устав для оказания соцуслуг, поздно вошли в проект.
  10. Состоялся практический семинар по внедрению социальных услуг в организации «Севастопольские мамы». Организация включена в реестр поставщиков социальных услуг, но организации нужен специалист, который будет организовывать оказание услуг и вести учет.
  11. На семинарах разбирали возможности для развития деятельности по оказанию социальных услуг. Моделировали деятельность нескольких организаций, работающих в одном сегменте проблем, но организации работают дискретно и сложно увидеть и отследить результаты решения конкретных проблем в объеме города. Нужны организации для работы с семьями в ТЖС и СОП, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и нужны программы, в которые привлекать НКО.
  12. Также есть услуги, которые находятся на грани 2 ведомств – паллиатив, профилактика абортов и др. и на уровне РФ непонятно, кто их будет компенсировать и финансировать.
  13. Перспективной является работа с ТОС по ул Частника, ТОС Северная сторона, ТОС Хмельницкое, ТОС Первомайка – организация социального обслуживания престарелых по микрорайону.

Организации очень критичны и не кидаются сломя голову в данную работу.

Выводы:

  1. Группа проекта высказывает свое предположение, что у некоторых организаций отсутствует видение развития своей деятельности.
  2. Организации застыли в прежнем состоянии деятельности, и по- прежнему превалируют такие формы работы как мероприятия и здесь нужна четкая позиция органов власти в поддержке оказания организациями услуг в социальной сфере.
  3. СОНКО хотят развиваться, но в отсутствии финансовой и материальной поддержки важные и необходимые населению социальные услуги финансируются гражданами города (платно в коммерческих структурах), а не за счет компенсации за оказанные социальные услуги нуждающимся гражданам или не предоставляются гражданам вообще.
  4. СОНКО не видят целесообразности в компенсации за оказанные социальные услуги из-за низкого уровня тарифов.
  5. Платные услуги для СОНКО в данной ситуации являются более перспективными.
  6. В тактике развития организациями необходимо понимание проектной деятельности и модели организации оказания соцуслуг. Это затруднёно тем, что оказание соцуслуг подразумевает процессный подход к деятельности на постоянной основе, что должно быть обеспечено:

- постоянным штатом сотрудников

- четким клиентским сектором

-обеспечением предоставления ориентированного на клиента спектра услуг

- обеспечение высокого качества (или стандартного) предоставляемых услуг

- возмещения затраченных ресурсов. Превалирует здесь вопрос заработной платы, начислений, налогов оплаты коммунальных услуг и аренды помещений соответствующего качества.

  1. Проекты СОНКО на конкурс в ГУК и ДОК в 2019г. на получение субсидии на услуги не были поданы кроме АНО «Живая Русь».
  2. Необходимо понимание организациями – как использовать проектную деятельность для развития социальных услуг.
  3. Некоторые НКО не могут определить целевую группу и проблемы связать с практической деятельностью ввиду отсутствия квалифицированных специалистов.
  4. Подготовлены нормативные документы и проведен конкурс на получение субсидии Главным управлением культуры, о чем организации узнали на дискуссионной площадке и некоторые смогли принять участие.
  5. Не определено финансирование НКО Департаментом здравоохранения. Они определились, что будут работать с НКО на волонтерских основаниях, формируя свой реестр в течение 1 года. Пока ясно в системе здравоохранения только с 44 ФЗ.
  6. Департамент образования: неясно с услугами для особых детей по подготовке к школе, которые можно было бы уже финансировать.
  7. Молодежь и спорт- услуги дополнительного образования можно развивать.

Рекомендации проекта:

  1. Оставить проект открытым - не завершать и продолжить деятельность и консультирование.
  2. Предусмотреть перевод консультанта из этого проекта в другой проект для оказания консультативных услуг.
  3. Обеспечить помещениями работу консультантов.
  4. Департаментам определиться в услугах и механизмах финансировании НКО и организовать работу по привлечению НКО к оказанию услуг.
  5. Группе проекта отобрать конкретные организации сейчас спланировать эту работу на 2020, как пилот города Севастополя и с профильными департаментами отработать механизм бюджетного финансирования.
  6. Провести рабочее совещание с ДТСЗН по структуре компенсации за оказанные социальные услуги.
  7. СОНКО необходимо поработать над штатами и привлекаемыми специалистами, выработать свои стратегии развития.
  8. ДИЗО – предоставить соответствующие помещения для НКО.

 

      

Координатор проекта                               И.В.Новикова

   
© СРОО "Лига работников социальной сферы"