Итоговый отчет
о реализации мероприятий проекта « Центр поддержки общественно полезных инициатив» в 2019г.
Проект «Центр поддержки общественно-полезных инициатив» реализуется СРОО «Лига работников социальной сферы» в рамках Соглашения №25/05-81 от 27.03.2019г. с Департаментом общественных коммуникаций города Севастополя в рамках подпрограммы 4 «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций» Государственной программы Севастополя «Развитие гражданского общества и создание условий для обеспечения общественного согласия в городе Севастополе на 2017-2022 годы».
Проект направлен на оказание содействия НКО в развитии сектора услуг в социальной сфере города, помощи в ориентировании в нормативно-правовой базе РФ и ее практическом применении для устойчивого функционирования и развития некоммерческих организаций.
О результатах проекта в цифрах:
- В проект было отобрано 18 организаций, которые подавали заявки на получение субсидии из местного бюджета, в Фонд президентских грантов, а также осуществляли практическую деятельность, имели свою целевую группу и работали в социальной сфере.
- Участниками мероприятий с разной периодичностью участия стали 35 организаций, 4 представителя ТОСов, 1 ИП, 1 ООО, 5 индивидуально лиц, ранее работавшие в СОНКО и имеющие намерения организовать СОНКО в нормативно-правовом поле РФ.
- Все участники получили информацию о доступности СОНКО к бюджетным средствам, об опыте субъектов РФ, информацию о деятельности учреждений и департаментов г.Севастополя и субъектов РФ по оказанию услуг, консультативную помощь специалистов.
- 5 Департаментов: ДТСЗН, ДО, ДЗО, ДОК, городская комиссия по делам несовершеннолетних Департамента по территориальному развитию и взаимодействию с органами местного самоуправления города Севастополя (было запланировано участие 3) приняли участие в мероприятиях проекта;
Главное управление культуры, Управление молодежи и спорта, УМВД по г.Севастополю не планировались, но приняли участие в мероприятиях проекта по инициативе участников проекта.
5 департаментов правительства, 5 учреждений социальной сферы были информированы отдельными письмами о деятельности СОНКО.
- Проведено 4 дискуссионные площадки (запланировано 3), 2 цикла семинаров по 2 тренинга, 4 практических семинара (запланировано 2), рабочих встречь-1, итоговый круглый стол, всего – 12 групповых мероприятий.
- 10 СОНКО сделали выбор на оказание социальных услуг. 1 организация не получила информации от ДО о возможности развития дополнительного образования ввиду отсутствия заинтересованности ДО.
- Освещен и разъяснен Порядок включения в реестр исполнителей ОПУ Управлением Минюста по г.Севастополю.
- Проведены практические занятия по включению в реестр поставщиков соцуслуг и реестр исполнителей ОПУ.
- Оказана практическая помощь СРОО «Особые дети» и СРОО «Дом солнца» в корректировке стандартов социальных услуг для особых детей и сопровождаемого проживания лиц 18+.
- Помещение организации СРОО «Лига работников социальной сферы» так и не было предоставлено, что негативно повлияло на ход реализации проекта, а именно на объем предоставляемых консультаций.
Недостатком проекта является короткий период его реализации. Фактически организации, пожелавшие организовать оказание социальных услуг, с сентября приняли решения об оказании социальных услуг и начали работу по внесению изменений в Уставы для оказания социальных услуг. После этого следовал период подготовки документов для включения в реестр поставщиков социальных услуг. И только в декабре, к примеру- АНО «Живая Русь», получила извещение о том, что она включена в данный реестр. Не учтен период «раскачки» организации для принятия решения об организации оказания социальных услуг, подбора специалистов, определения круга клиентов и формирования перечня оказываемых услуг. Только одна организация, которая уже оказывала социальные услуги, была включена в реестр исполнителей ОПУ.
В ходе реализации проекта осуществлены следующие мероприятия:
- оказана практическая помощь НКО в формировании перечня необходимых услуг;
- сформулированы предложения для НКО по проблемам в социальной сфере, актуальные для города:
- социальная защита,
- образование – опека, предупреждение социального сиротства,
- КДН- защита прав несовершеннолетних;
- УМВД по г. Севастополю - профилактика правонарушений,
- молодежное и волонтерское движение,
- культура.
Запрос от Департамента здравоохранения на услуги от НКО поступил только на волонтерской основе и пребывание в сформированном в ДЗО реестре в течение года.
Департамент образования не сформулировал потребность в образовательных услугах;
- сформирована группа НКО, имеющих намерения решать проблемы социальной сферы города через оказание ОПУ и расширение спектра предоставляемых услуг;
- оказана практическая помощь НКО в оформлении документации для включения в Реестр исполнителей ОПУ для 1 СОНКО и в Реестр поставщиков социальных услуг для 9 СОНКО;
- оказана практическая помощь в составлении стартового проекта для запуска услуг 2 СОНКО, 1 ТОС.
- организовать работу в департаментах здравоохранения и образования по выделению средств и предусмотреть их в бюджетах для финансирования деятельности НКО по предоставлению общественно полезных услуг было невозможно из-за несовпадения периода формирования бюджета и неопределенности СОНКО в видах предоставляемых услуг на время формирования бюджета.
В рамках проекта подготовлена Информация о деятельности в г. Севастополе по обеспечению поэтапного доступа СОНКО к предоставлению услуг в социальной сфере и механизмов поддержки СОНКО в 2018-2019 гг.
Представлена в виде:
- Перечень нормативно- правовых актов г.Севастополя
II. Привлечение финансовых средств НКО г.Севастополя
III. Реализация Комплексного плана мероприятий города Севастополя по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций» 589 ПП.
IV. Вхождение НКО в реестр исполнителей общественно полезных услуг (ОПУ).
Предложения по стимулированию НКО к включению в реестр исполнителей ОПУ
V. Проблемы, выявленные в результате реализации проекта «Центр поддержки общественно полезных инициатив».
VI. Предложения по улучшению доступности НКО к бюджетным средствам для органов власти.
VII. Предложения по улучшению доступности НКО к бюджетным средствам для СО НКО.
Также было проведено социологическое исследование «Состояние и динамика развития социально ориентированных некоммерческих организаций города Севастополя» (2019 год)
На момент старта реализации проекта только 1 НКО из участников проекта предоставляла постоянно качественные социальные услуги и получала компенсацию от ДТСЗН.
В процессе проекта осуществлено сопровождение СРОО «Особые дети» в практической деятельности по оказанию социальных услуг. Изучены на практике организации проблемы, которые препятствуют раскрытию потенциала НКО в оказании социальных услуг целевым группам. Это:
- помещения, соответствующие требованиям
- компетентные кадры (штатные должности)
- размер компенсации за оказанные услуги.
Для выполнения работы по предоставлению услуг эти проблемы актуальны для всех НКО.
Все СОНКО обеспокоены ситуацией в контексте отсутствия:
- реальной материальной, имущественной, финансовой поддержки со стороны органов власти,
- механизмов финансирования в развитии оказания услуг в социальной сфере и ОПУ,
- отсутствия квалифицированных специалистов и менеджеров.
Стимулов во включении в реестр исполнителей ОПУ в НПА нет, кроме добавления 10 баллов при подготовке заявки на конкурс на получение субсидии согласно 56-ПП Севастополя. Даже ФПГ не выделяет средства на 2 года. А это очень важно, т.к. если организация берет на себя оказание услуг, то в течении 10 месяцев практически невозможно отладить оказание новых социальных услуг.
И еще результаты:
- Изучая нормативно-правовую базу и практический опыт СОНКО в РФ, группа проекта достаточно много информации размещала на сайте СРОО «Лига работников социальной сферы» по подготовке (обучению) НКО для работы в условиях оказания услуг, повышения финансовой грамотности, т.к. организации отстают в организационных вопросах (Степик). 3 организации воспользовались данной информацией.
- Обнаружено отсутствие знаний у руководителей СОНКО по технологиям социальной работы, что существенно отрицательно влияет развитие социальных услуг.
- Получен практический опыт регионов в оказании услуг в социальной сфере посредством участив в Форуме социальных инноваций в г.Москва (Новикова И.В.) и включения в проект «Обучение оценке 3 в 1», изучения опыта руководителем СРОО «Особые дети» Менановой А.С. по развитию услуг для детей с ментальными нарушениями. Это свидетельствует о том, что организациям необходимо больше выезжать в др.регионы для изучения опыта.
- Предоставлена информация и возможность для 1 организации принять участие в конференции в Череповце (бесплатно).
Информация о результатах работы с СОНКО
В процессе работы - семинары, дискуссионные площадки с ведомствами позволили НКО получить практически все сведения для работы в данном направлении. Работа по оказанию консультационных услуг в данном направлении осуществлялась с:
1.СРОО «Особые дети» - оказание социальных услуг на дому детям-инвалидам. Услуги организация оказывает и прошла соответствующие проверки ДТСЗН и включена в реестр исполнителей ОПУ.
2.Плодотворно работали с АНО «София» по развитию паллиативных услуг. Смогли разложить потребности организации в проектную деятельность, содействовали обучению финансовой грамотности.
3.Работали с БО «Сердца Севастополя» -обсудили возможности оказания социальных услуг и подготовили изменения в Устав. Но в связи с проблемами с помещениями, организация не сможет оказывать стационарные и полустационарные услуги и получать за это компенсацию (работает с бомжами)
4.Организация СО ООО «Красный Крест» - возможности использовать механизм 442 ФЗ для социального обслуживания, есть помещения. Все организационные и финансовые вопросы разобрали для оказания услуг в обслуживании на дому и полустационаре, предоставили изменения в Устав и ОКВЭДы для деятельности.
- АНО «Живая Русь» - работа с детьми в приюте, также предоставили им изменения в Устав и ОКВЭДы для деятельности, в декабре организация получила уведомление о включение в реестр поставщиков социальных услуг. Необходима дальнейшая работа по заключению соглашения о сотрудничестве для организации работы по оказанию услуг в Социальном приюте для несовершеннолетних.
- АНО «Родник» - работа с детьми-инвалидами. В организации работают прекрасные специалисты, но организация требует квалифицированных– бухгалтера и юриста для работы, т.к. готова развивать спектр интересных и нужных услуг для детей-инвалидов, тем более данные услуги не включены в Стандарт и могут оказываться на платной основе.
- Работали над перечнем услуг для обеспечения сопровождаемого проживания для лиц 18+ СРОО «Дом солнца». Это главное для данной организации, т.к. без компенсации за предоставленные услуги данный вид деятельности организации не может быть обеспечен. Пересматривали стандарты оказания социальных услуг.
- Местное отделение организации ампутантов «Ипсилон». Приятно, что после серии встреч руководитель определился в том, что надо создавать юридическое лицо в городе Севастополе и оказывать социальные услуги. Организация открывается как МО.
- АНО «Гавань+». Готова оказывать социальные услуги. Руководитель организации оказывает на волонтерских принципах помощь в подготовке волонтеров Медицинского колледжа к работе по методу «равный – равному». Но главное, что они тоже готовы оказывать социальные услуги, но им негде, а оказывать на дому данные услуги невозможно (целевая категория – наркоманы с туберкулезной инфекцией и со СПИД).
- СРОО «Миротворец» - организация заявила о намерении оказывать социальные услуги на дому. Также предоставили изменения в Устав.
- АНО «Родной край» - хотят оказывать услуги, но нужно время для организации их оказания.
- ООО ММЦ «Крым» - хотят оказывать соцуслуги на Северной стороне, но по обслуживанию на дому и социальной реабилитации лиц, перенесших инсульт. Нужны средства на реабилитационное оборудование.
- АНО ДО «Институт семейной педагогики» - предоставлены изменения в Устав для оказания соцуслуг, поздно вошли в проект.
- Состоялся практический семинар по внедрению социальных услуг в организации «Севастопольские мамы». Организация включена в реестр поставщиков социальных услуг, но организации нужен специалист, который будет организовывать оказание услуг и вести учет.
- На семинарах разбирали возможности для развития деятельности по оказанию социальных услуг. Моделировали деятельность нескольких организаций, работающих в одном сегменте проблем, но организации работают дискретно и сложно увидеть и отследить результаты решения конкретных проблем в объеме города. Нужны организации для работы с семьями в ТЖС и СОП, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и нужны программы, в которые привлекать НКО.
- Также есть услуги, которые находятся на грани 2 ведомств – паллиатив, профилактика абортов и др. и на уровне РФ непонятно, кто их будет компенсировать и финансировать.
- Перспективной является работа с ТОС по ул Частника, ТОС Северная сторона, ТОС Хмельницкое, ТОС Первомайка – организация социального обслуживания престарелых по микрорайону.
Организации очень критичны и не кидаются сломя голову в данную работу.
Выводы:
- Группа проекта высказывает свое предположение, что у некоторых организаций отсутствует видение развития своей деятельности.
- Организации застыли в прежнем состоянии деятельности, и по- прежнему превалируют такие формы работы как мероприятия и здесь нужна четкая позиция органов власти в поддержке оказания организациями услуг в социальной сфере.
- СОНКО хотят развиваться, но в отсутствии финансовой и материальной поддержки важные и необходимые населению социальные услуги финансируются гражданами города (платно в коммерческих структурах), а не за счет компенсации за оказанные социальные услуги нуждающимся гражданам или не предоставляются гражданам вообще.
- СОНКО не видят целесообразности в компенсации за оказанные социальные услуги из-за низкого уровня тарифов.
- Платные услуги для СОНКО в данной ситуации являются более перспективными.
- В тактике развития организациями необходимо понимание проектной деятельности и модели организации оказания соцуслуг. Это затруднёно тем, что оказание соцуслуг подразумевает процессный подход к деятельности на постоянной основе, что должно быть обеспечено:
- постоянным штатом сотрудников
- четким клиентским сектором
-обеспечением предоставления ориентированного на клиента спектра услуг
- обеспечение высокого качества (или стандартного) предоставляемых услуг
- возмещения затраченных ресурсов. Превалирует здесь вопрос заработной платы, начислений, налогов оплаты коммунальных услуг и аренды помещений соответствующего качества.
- Проекты СОНКО на конкурс в ГУК и ДОК в 2019г. на получение субсидии на услуги не были поданы кроме АНО «Живая Русь».
- Необходимо понимание организациями – как использовать проектную деятельность для развития социальных услуг.
- Некоторые НКО не могут определить целевую группу и проблемы связать с практической деятельностью ввиду отсутствия квалифицированных специалистов.
- Подготовлены нормативные документы и проведен конкурс на получение субсидии Главным управлением культуры, о чем организации узнали на дискуссионной площадке и некоторые смогли принять участие.
- Не определено финансирование НКО Департаментом здравоохранения. Они определились, что будут работать с НКО на волонтерских основаниях, формируя свой реестр в течение 1 года. Пока ясно в системе здравоохранения только с 44 ФЗ.
- Департамент образования: неясно с услугами для особых детей по подготовке к школе, которые можно было бы уже финансировать.
- Молодежь и спорт- услуги дополнительного образования можно развивать.
Рекомендации проекта:
- Оставить проект открытым - не завершать и продолжить деятельность и консультирование.
- Предусмотреть перевод консультанта из этого проекта в другой проект для оказания консультативных услуг.
- Обеспечить помещениями работу консультантов.
- Департаментам определиться в услугах и механизмах финансировании НКО и организовать работу по привлечению НКО к оказанию услуг.
- Группе проекта отобрать конкретные организации сейчас спланировать эту работу на 2020, как пилот города Севастополя и с профильными департаментами отработать механизм бюджетного финансирования.
- Провести рабочее совещание с ДТСЗН по структуре компенсации за оказанные социальные услуги.
- СОНКО необходимо поработать над штатами и привлекаемыми специалистами, выработать свои стратегии развития.
- ДИЗО – предоставить соответствующие помещения для НКО.
Координатор проекта И.В.Новикова